Версия для слабовидящих

СМИ о нас

14.04.2015

Конституция - не догма и будет меняться с новыми жизненными реалиями

11 апреля 2014 года принята Конституция РК, согласно которой республика является субъектом Российской Федерации. На следующий день документ был официально опубликован в «Крымских известиях» и вступил в силу. О создании главного закона республики рассказал председатель Общественной палаты РК, год назад — глава Конституционной комиссии крымского парламента Григорий ИОФФЕ.

— Это не первая в истории Крыма Конституция. С какого документа логично начинать отсчет?

— История конституционного строительства в Крыму интересна и порой драматична. Если сделать акцент на Конституции Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в довоенном варианте, то мы поймем, что наша республика была территориальной автономией, а не национальной, как иногда любят говорить некоторые политики, спекулируя на этой теме. После Великой Отечественной войны автономию ликвидировали, Крым стал обычной областью в составе РСФСР, а в 1954 году в результате волюнтаризма тогдашних вождей СССР его передали в состав Украины.

На мой взгляд, крымская конституционная ис­то­­рия новейшего времени должна начинаться с 20 января 1991 года, когда на полуострове состоялся первый на просторах Советского Союза референдум, о чем не любят вспоминать наши недруги, проживающие на территории Украины, западные и американские оппоненты. Дело в том, что он проходил по той же схеме, что и референдум 16 марта 2014 года. Однако в 1991 году результаты голосования были приняты всем цивилизованным миром, а события «Крымской весны» получили негативную оценку. Стоит обратить внимание и на формулировку вопроса в бюллетенях референдума, прошедшего 20 лет назад. Ни слова об Украине сказано не было. То есть организаторы плебисцита лукавили, оставляя за скобками принадлежность Крыма к той или иной союзной республике. Большинство из 90% людей, проголосовавших в 1991 году за воссоздание автономии, представляло по-своему будущую судьбу Крыма: в качестве отдельного государства или государственного образования, но — не в составе Украины.

— Результаты референдума, состоявшегося 16 марта 2014 года, отчасти это подтверждают.

— Референдум 1991 года был предтечей нынешнего. В то время Украина как независимое государство была плохо организована, не сформирована окончательно. Институты власти еще несли на себе отпечаток распада Советского Союза. В результате первая Конституция в новейшей истории Крыма была принята 6 мая 1992 года. В соответствии с этим документом республика обладала верховным правом в отношении природных богатств, материальных, культурных, духовных ценностей, осуществляла на своей территории все полномочия, за исключением тех, которые добровольно делегировала Украине. По сути, это была первая Конституция отдельного независимого государства. Вместе с ней приняли закон о разграничении полномочий между органами власти Крыма и органами власти Украины. Однако желание крымчан иметь в республике пост президента вызвало негодование Киева. В 1994 году состоялись президентские выборы, на которых победил Юрий Мешков — первый и последний президент Крыма. Уже в марте 1995 года Верховная Рада Украины отменила Конституцию Республики Крым и институт президентства. В то время любой разговор о создании на полуострове Конституции воспринимался как проявление сепаратизма. Тем не менее в 1998 году принят документ, который часто называют «Конституцией компромиссов» или «Конституцией Грача», поскольку Леонид Грач на тот момент был председателем крымского парламента и вел переговоры с украинскими политиками о создании главного закона республики. Эта Конституция превращала Крым в декоративное образование с опереточными полномочиями: окончательно права автономии были выхолощены после принятия поправки народного депутата Украины Ивана Зайца. Даже название высшей награды автономии изменили с «Почетного гражданина АРК» на «Почетного крымчанина», а о праве законодательной инициативы крымского парламента и речи быть не могло. Это демонстрирует, как боялись украинские политики любого проявления самостоятельности в республике.

— Конституция 1998 года делала автономию настолько декоративной, что на митингах того времени стал популярен лозунг «Конституцию Грача» — в топку истории».

— Не соглашусь с этим высказыванием. Конституция 1998 года стала результатом серьезных компромиссов, но именно в этом документе предусматривалась возможность проведения местного референдума в Крыму, чем мы и воспользовались в прошлом году.

— В минувшем апреле перед вами стояли сложные задачи: необходимо было не только разобраться в нюансах российского законодательства, но и в максимально сжатые сроки принять главный закон республики. Как удалось справиться с трудностями?

— 18 марта 2014 года Крым вошел в состав РФ в качестве государства, а государство без Конституции — редкость. 21 марта 2014 года появилось решение Президиума Государственного Совета РК об образовании Конституционной комиссии РК по подготовке проекта Конституции Республики Крым, которую я возглавил. Вместе со мной над главным законом республики работали мои коллеги по парламенту Константин Бахарев (на тот момент глава профильной депутатской комиссии) и Ефим Фикс, который был ответственным секретарем комиссии. Документ составляли представители науки, национально-культурных обществ, политические деятели. Рабочую группу подобрали таким образом, чтобы в ней присутствовали специалисты разных сфер жизни полуострова. Сроки для разработки и принятия главного закона действительно были очень сжатыми: субъект Российской Федерации не может жить без Конституции, не имея конституционных органов власти, однако до этого за очень короткий срок мы провели референдум, рабочую группу по подготовке которого мне также выпала честь возглавить.

— Что отличает эту Конституцию от предыдущих?

— Этот документ дает республике полномочия, которых не было ни в одной из ранее принимаемых Конституций Крыма. Мы вернули нашему парламенту право законодательной инициативы и принятия собственных законов. Любая проблема, которая есть в республике, если она относится к ведению Крыма, может быть урегулирована в регионе. Кроме того, нужно помнить, что Конституция — не догма. Естественно, будут меняться жизненные реалии, потребности населения, что найдет отражение и в законодательстве. Я убежден: крымчане должны гордиться этим документом и, главное, знать его содержание. Конституцию республики необходимо изучать в школах и вузах, ведь именно благодаря событиям «Крымской весны» и принятию главного закона РК мы поставили последнюю логическую точку в нашем возвращении на Родину — в Россию.

Беседовала Маргарита ШИТОВА.

"Крымские известия"

Поделиться в соцсетях:

Обратная связь
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс
ГРАФИК ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН ЧЛЕНАМИ ОП РК Общественный мониторинг Ежегодный доклад Общественной палаты Республики Крым "О состоянии гражданского общества в Республике Крым в 2022 году" Психологическая консультация
Мнения
Ольга Безугловец о проблемах ГТО Ольга Безугловец о проблемах ГТО
В 2024 году Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» исполнилось 10 лет со дня его возрождения. С 2014 года ОП РФ проводит ежегодный всероссийский общественный мониторинг по сбору предложений, направленных на совершенствование повсеместной реализации комплекса ГТО в субъектах РФ.
Все мнения