В марте 2017 года исполнилась третья годовщина со дня принятия Республики Крым в состав Российской Федерации. Это событие стало поворотным не только для истории полуострова, и России, но и для всего цивилизованного мира.
Однако значимость этого исторического факта до сих пор оспаривается противниками укрепляющейся позиции нашего государства на мировой политической и экономической арене, вследствие чего усиленно культивируются и распространяются мифы об аннексии Крыма со стороны России, о подтасовке итогов референдума, состоявшегося 16.03.2014, об ограничении прав и свобод крымчан.
Результаты мониторинга учебников по истории России, проведённого по инициативе Председателя Общественной палаты Республики Крым Г.А. Иоффе, представителями Республики Крым в Совете Федерации, депутатами Государственного Совета Республики Крым, Общественной палатой Республики Крым и Крымским Федеральным Университетом им. В.И. Вернадского показали, что ключевые события истории Крыма, в числе воссоединение Крыма с Россией весной 2014 года, хронология важнейших событий в истории Крыма в ХХ веке, принятие Крыма в состав Российской империи в 1783 году, возникновение и распространение на Руси православия подаются в учебниках крайне лаконично, в качестве сухой информации.
Однако исторические и культурные связи Росси и Крыма носят гораздо более длительный и глубинный характер, чем показано в современных учебниках, эти связи нашли отражение в сознании граждан полуострова, голосовавших за вхождение Крыма в состав Российской Федерации, и граждан России, которые поддержали обращение с просьбой о принятии Крыма в состав Российской Федерации. И Председатель Общественной палаты Республики Крым Г.А. Иоффе неоднократно высказывал убеждение, что отражение в учебниках для общеобразовательных организаций воссоединения Крыма с Российской Федерацией как закономерного события, имеющего под собой культурное, политическое, юридическое и, главное, историческое основание имеет принципиальное значение не только для расширения знаний в соответствующих областях знаний (географии, истории и т.п.), но, в первую очередь, для формирования у молодежи чувства патриотизма, объективного представления о политике государства, его роли и месте в мировом масштабе, реальной оценки процессов, происшедших и происходящих в других государствах, их движущих силах и причинах.
Поэтому Общественная палата Республики Крым неоднократно обращалась к министру образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанову, а впоследствии и к вновь назначенному министру образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой с предложением включить в учебные пособия и учебные программы на всех уровнях образования в Российской Федерации раздел по истории Крыма с акцентом на ее новейшую составляющую, поскольку уровень преподавания новейшей истории России, в части касающейся Крыма, правдивость и объективность информации, доводимой до учащихся, целиком и полностью зависит от добросовестности учителя и его умения получать объективную информацию из сети Интернет.
14 декабря в Министерстве образования и науки Российской Федерации прошло совещание «О мерах по повышению качества изложения истории Крыма в учениках истории России для общеобразовательных организаций», организованное по инициативе члена Совета Федерации от Республики Крым С.П. Цекова. В работе совещания принимали участие заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Т.Ю. Синюгина, член Совета Федерации от Республики Крым С.П. Цеков, заместитель директора департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ И.И. Тараданова, председатель Комитета Государственного Совета Республики Крым по образованию, науке, молодежной политике и спорту В.В. Бобков, заместитель председателя Общественной палаты Республики Крым, ректор Крымского Республиканского института постдипломного педагогического образования А.Н. Рудяков.
Сегодня можно констатировать, что усилия Общественной палаты Республики Крым увенчались успехом, поскольку, подводя итоги совещания, для координации работы по крымской тематике, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Т.Ю. Синюгина предложила создать рабочую группу, в которую могли бы войти крымские парламентарии, депутаты профильного комитета Государственного Совета Республики Крым, представители Министерства образования и науки Российской Федерации, министерства образования Республики Крым и регионального педагогического сообщества. Общественная палата Республики Крым, в свою очередь, готова, в рамках своих полномочий, принять активное участие и оказать содействие в создании и деятельности этой рабочей группы.
Кроме того, участники совещания от Республики Крым выступили с предложением интенсифицировать взаимодействие с историками РФ в указанном направлении в рамках наших возможностей. Поэтому было принято решение обратиться к Председателю Государственного Совета Республики Крым В.А. Константинову с предложением при активной поддержке Общественной палаты РК проводить в рамках Международного фестиваля «Великое русское слово» вместо симпозиума «Русский язык в поликультурном мире» и международного научно-методического семинара «Русская словесность в школьном образовании: традиции и инновации», актуальность которых сегодня в значительной степени снизилась, съезды историков из субъектов РФ с целью выработки единых подходов к преподаванию истории Крыма.
Ссылки по теме: