15 октября в Общественной палате Российской Федерации в формате видеоконференции прошла общественная экспертиза проекта федерального закона «О городских агломерациях» и направленных на реализацию проектируемых в нем положений проектов федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития городских агломераций и межмуниципального сотрудничества» и «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части развития городских агломераций и межмуниципального сотрудничества», организованная Комиссией ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению.
Согласно пояснительным запискам к указанным законопроектам, их целью является создание правовых и экономических условий для развития городских агломераций и межмуниципального сотрудничества.
При этом участниками общественной экспертизы были высказаны существенные критические замечания относительно предложенного варианта нормативной регламентации развития городских агломераций и межмуниципального сотрудничества.
В ходе обсуждения председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов обратил внимание, что при формировании законопроектов не был учтен предыдущий опыт ранее предложенного регулирования вопросов развития городских агломераций и межмуниципального сотрудничества. Проекты федеральных законов не предполагают усовершенствования градостроительного, гражданского и бюджетного законодательства, что не позволяет участникам городских агломераций и межмуниципального сотрудничества совместно решать ряд определенных проблем, в том числе: земельных, имущественных, финансовых.
Председатель Комитета ГД ФС РФ по федеративному устройству и местному самоуправлению Алексей Диденко отметил отсутствие концептуального подхода к предложенным юридическим конструкциям межмуниципальных предприятий и межмуниципальных компаний. В частности, он заявили, что с правовой точки зрения законопроекты обречены на провал.
В обсуждении законопроектов принял участие член Общественной палаты Республики Крым Юрий Штурцев, которым ранее были подготовлены заключения на проекты федеральных законов. Поддерживая идею развития городских агломераций в целом, он указал на некоторые недостатки, имеющиеся в законопроектах. Например, с юридической позиции, учитывая неразрывную взаимосвязь и взаимодополняемость предлагаемых законопроектов, является нецелесообразным их внесение в виде трех самостоятельных проектов федеральных законов. Кроме того, имеются юридико-технические ошибки (коллизии, пробелы, терминологическая неопределенность), которые не позволяют сделать вывод о необходимости внесения рассматриваемых законопроектов на рассмотрение в законодательный орган.