В Махачкале прошло выездное заседание комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию и науке, на котором были рассмотрены вопросы повышения качества общего образования.
В работе приняли участие руководители Республики Дагестан, депутаты Госдумы – члены Комитета по образованию и науке, представители крымской делегации – заместитель Председателя Общественной палаты Республики Крым Александр Рудяков и член ОП РК Валерий Садовой, педагоги, представители законодательных и исполнительных органов власти 27 субъектов Российской Федерации.
Открыл пленарное заседание председатель Народного собрания Республики Дагестан Хизри Шихсаидов, провел дискуссию глава Комитета ГД по образованию и науке Вячеслав Никонов.
В своем приветственном слове Вячеслав Никонов подчеркнул, что вопросы общего образования очень важны и находятся под пристальным общественным вниманием. Парламентарий отметил, что с каждым годом в российские школы приходит все больше детей. «В этом году в школы Республики Дагестан поступили 50 тысяч первоклассников, до этого – более 30 тысяч. Значит, нужно создавать дополнительные места и ускорять темпы строительства новых школ», - резюмировал Вячеслав Никонов.
Он обратил внимание на вопросы изучения родных языков, задачи физического развития и здоровья учащихся, повышение качества педагогического образования. Вячеслав Никонов также напомнил о процессе пересмотра федеральных государственных образовательных стандартов, на базе которых будут разрабатываться новые программы и создаваться учебники.
В рамках выездного заседания также была рассмотрена роль русского языка и языков народов России в повышении качества образования и процессе укрепления межэтнических отношений.
В связи с этим Александр Рудяков поделился крымским опытом создания республиканского закона «О государственных языках Республики Крым и иных языках в Республике Крым», принятого Государственным Советом РК в первом чтении.
Он напомнил, что в Крыму три государственных языка: русский, украинский и крымско-татарский. Обязателен к изучению русский язык, тогда как остальные в школах республики преподают по желанию учащихся.
«Людям, высказывающим недовольство законом о языках в России, не с чем, видимо, сравнивать, - выразил мнение Александр Рудяков. – Если бы они сравнили российский и украинский документы, все стало бы проще. Если закон построен на русофобии или другой какой-либо фобии, как в Украине, пользоваться им невозможно».
Он обратил внимание на то, что в российских законах нет определения словосочетанию «государственный язык». «Это позволяет трактовать понятие по-разному. В Крыму предложили такую трактовку: «любой язык – это инструмент коммуникации для его носителя, государственный язык – это инструмент коммуникации между гражданином и государством», - сказал Александр Рудяков. Он порекомендовал парламентариям ввести в законодательство определение понятию «государственный язык».
Заместитель председателя Комитета Народного Собрания Республики Дагестан по образованию, науке, культуре, делам молодежи, спорту и туризму Гамидулах Магомедов отметил, что без знания русского языка гражданин не может быть конкурентоспособным специалистом.
Рекомендации, озвученные на заседании, будут учтены в работе профильного Комитета Госдумы.