Версия для слабовидящих

СМИ о нас

12.01.2019

Разговор о новогодье за рабочим столом

Видимо, таким катком по жизни обывателя проехала праздничная пауза с 30 декабря по 8 января, что он продолжает звонить и писать в «КИ», делиться впечатлениями, жаловаться на раздражители и даже негодовать. Говорит, в будничной круговерти вроде бы не замечает, каким жалким стало информационное и культурное пространство вокруг. А вот затянувшиеся выходные словно мощным прожектором осветили все прорехи. Критически настроен и глава Общественной палаты РК Григорий ИОФФЕ, с которым мы говорим о первых январских днях.

— Знаете, что я думаю? Возможно, у нас с вами, Григорий Адольфович, это уже старческое брюзжание — то, что мы к большинству событий и явлений приставляем знак «минус»?

— Если бы. Давай начнём с телевидения. Оно в Новогодье не работало.

— Да полно, одно шоу сменялось другим.

— Я не это имею в виду. Шоу телевизионщики сняли ещё в октябре, если не в августе. Но ни федеральные, ни крымские каналы не выдавали событийный телепродукт. Кажется, окончательно оформилась тенденция, зачатки которой проступали в последние годы. Наша эстрада… Впрочем, современные поколения уже забыли это слово. Им ближе понятие шоу-бизнес. Так вот, этот самый шоу-бизнес разделился между олигархами (все знают их имена). Они распределили между собой каналы и насадили в этой сфере абсолютно уникальную субкультуру. Я лично воспринимаю этот процесс резко отрицательно, потому что вижу, ключевая составляющая этого дела — полное отсутствие логики и вкуса.

— Ну что вы имеете в виду? «Цвет настроенья — синий, внутри мартини, а в руках бикини»?

— И это тоже. Можно написать плохую песню, но всё же вписывающуюся в логику дня. Сегодня этого нет. Феномен явления заключается в том, что ещё не сошли со сцены старые шлягеры, в которых было всё. Приведу пример — гениальный хит Саульского и Танича «Чёрный кот» подвергался жесточайшей критике, но абсолютно органично вписался во временные рамки. Это был твист с приятным уху ритмом, приправленный очень гибкими, «кошачьими» словами Танича. 
Манера очеловечивания животных вообще приветствовалась в 60-е. Сегодня я слушаю то, что несётся с экрана, и отмечаю полное отсутствие мелодии. Это делается специально, потому что современные композиторы (заметь, их никто так уже не называет, они все — музыкальные авторы) не способны создать мелодию. Включают компьютер, синтезатор, три минуты «квакания» программы — и «пирожок» готов. Но машина родить то, что по силам только человеку с сердцем и душой, не способна.

— Но рожает же!

— Это мертвечина. Чем от неё отличается настоящая песня? Ты её напеваешь, даже если она дурацкая. Порой говоришь, вот привязалась, целый день на языке вертится! Это невозможно в современных композициях, состряпанных по лекалу «ты пришла, а я ушёл, ты меня поцеловала, а я не хотел». На мой взгляд, прошедший Новый год продемонстрировал пышный расцвет этой серьёзной беды.

Вторая черта шоу-бизнеса — использование в субкультуре только одной, непременно нетрадиционной сексуальной составляющей.

— Неужели даже в развлекательных программах без гендерных проблем никак?

— При чём здесь гендер? Я говорю об основе самой жизни, в которой главное — он и она. Все участники телешоу, даже нормальные мужчины и женщины, делают всё, чтобы их заподозрили в аномалии. Некоторых деятелей я знаю лично. За сценой у них всё, как надо. А для неё они одеваются и ищут манеру, чтобы сигнализировать — я, ребята, гей.

— А зачем им это нужно?

— Зарабатывают на эпатаже. Поверь, я не гомофоб, отношусь к нетрадиционщикам индифферентно. Но. Только в тех границах, где они не навязывают свои убеждения обществу, не пачкают мораль. И, конечно, убивает явно обозначившаяся тенденция, что не быть «голубым» неприлично. Есть несколько очень популярных персон, завоевавших на этих дрожжах российский телевизионный мир. Пока островком благополучия в этом вареве выступает единственный канал «Культура».

— Да, я тоже его люблю. В праздники он показал потрясающий фильм с Роми Шнайдер и Мишелем Пикколи — «Мелочи жизни».

— А я ночью смотрел старый проект «Песня-73». Гениально придумали! Никаких денег не потратили, а я четыре часа не мог оторваться от экрана.

— Простите, что повторюсь, но вы даёте повод для напоминания о возрасте.

— Не думаю, потому что убеждён: молодые (только мыслящие и понимающие) люди с удовольствием смотрели эту передачу. Я для себя сделал вывод, что гениальные исполнители даже в сфере советской эстрады не устаревают. И то, что их репертуар сегодня исполняют (пусть с пошлым подвыванием или стремлением поменять мелодию), вещь показательная.

— А как вы думаете, в СССР жили-творили люди нетрадиционной сексуальной ориентации?

— Конечно, и мы прекрасно знали их имена. Только они делали всё возможное, чтобы скрыть подобный факт. А нынешние традиционалы, напротив, приписывают себе пороки. В чём тут дело? Ты вновь можешь обвинить меня в отставании от бега времени, но я уверен, предпринимаются попытки ориентироваться на западные образцы. И, как всегда у нас, получается продукт 20-летней давности. Запад давно эти уроки прошёл и забыл, а мы только приступили к их усвоению. И прыгает по сцене известный высокий, хорошо поющий парень в обтягивающих штанах, хотя на самом деле он давно дедушка. Продолжают петь о яркой страстной любви бабушки, что выглядит карикатурно! Великие в прошлом певицы сегодня должны нянчить внуков и посвящать этому свой репертуар, а в их текстах — роковая любовь с кинжалом и ядом. Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

— Почему вы не называете фамилий?

— Не в них суть. Впрочем, одну могу назвать — Людмилу Гурченко. Она умерла из-за того, что её образ жизни и внешность ярко диссонировали с человеческой сущностью. В итоге внутри произошёл жесточайший надлом, с которым она не справилась. Примерно ту же трагедию переживают нынешние «дивы». Я с удовольствием послушал бы их песни, но с монстрообразным обликом смириться не могу.

— Выручали сетку вещания старые гайдаевские и рязановские комедии.

— Это тема для отдельного разговора. Я порой задаю себе вопрос, что было бы, если бы плёнки с этими фильмами рассыпались в прах? Катастрофа! И это при том, что сегодня всё «рождённое в СССР» модно охаивать. Но не может же быть так, что всё было плохое, а фильмы хорошие. Я напомню молодому поколению: кинокартины проходили через тенета цензуры, худсоветов. Сейчас нередко рассказывают, мол, в этом сюжете старой картины была одна сцена, её вырезали из-за зверства цензоров. Враньё! Это был художественный выбор. Худсоветы в большинстве своём состояли из людей с тонким вкусом, блестяще образованных. И если что-то убиралось, в 90 процентах случаев это было оправданно. Приведу пример. Культовая картина «Кавказская пленница». Там один из персонажей произносит фразу, мол, недавно в соседнем ауле жених украл члена партии. Поверь, для 60-х это было очень смело, но не вырезали же кусок, потому что звучало очень смешно!

— Тогда что же вырезали?

— Безвкусицу. Даже гениальные режиссёры и комедиографы обретают «замыленный глаз», они же живые люди. Так что большое счастье, что плёнки сохранились, оцифрованы, некоторые раскрашены и заархивированы. Иначе, повторю, наше современное ТВ просто бы пропало без вечной палочки-выручалочки.  

— В том числе и крымское, на котором в самое смотрибельное время даже не в выходные показывают очень старые программы.

— О крымских каналах скажу отдельно. Работал в эти дни только «Миллет». Там в прямом эфире показали политическое ток-шоу с обсуждением резонансной темы. В студии собирались музыканты, артисты, формат передач был праздничным, но люди общались со зрителем, рассказывали им свои истории. Остальные их коллеги надыбали какие-то ролики (легально, нелегально — не знаю), отдыхали и кормили нас мертвечиной. Впечатление от новогоднего телевидения у меня осталось мрачнейшее.

Но я ещё не рассказал о третьем феномене. «НТВ» устроило новогодний «Квартирник». Передаче несколько лет. Ведёт её бывший участник группы «Машина времени» Евгений Маргулис. Он позвал в гости рокеров типа Гарика Сукачёва, Константина Кинчева, Шнура и иже с ними. Задумывалась эдакая альтернатива традиционной тусовке, о чём ведущий предупредил зрителей заранее, чтобы подогреть интригу. Эти рокеры тоже косили под юных и прыгучих, обвешивались цепями, стучали каблуками сапог-«казаков», на голый торс надевали кожаные куртки, надували жилы, продуцируя сакральное хрипение. Не получилось.

— Печально.

— И мне печально, но это отображает наше состояние — литературы, кино, театра. Оно такое. Разве можно сравнить уровень поэзии и беллетристики, характерный для тоталитарного СССР, с нынешним их жалким видом? Дошло до того, что не самый худший писатель Юрий Поляков, недавно возглавлявший «Литературную газету», заявил, мол, нашему человеку неуютно живётся в России. И привёл примеры, дескать, на родных просторах остались и творили Булат Окуджава, Фазиль Искандер, Чингиз Айтматов, люди с нерусскими фамилиями, а остальные предпочли диссидентство и Запад.

— Просто черносотенец какой-то!

— Явно дрейфующий в эту сторону. И это тоже тренд. Недавно Александр Проханов выдвинул теорию о наличии в российской истории когорты Сталиных. Сталиным он называет Ивана Грозного, Петра Первого, Юрия Андропова, говорит, сейчас Россия ждёт пришествия нового Сталина. Так что на этом фронте происходит много тревожного. Причём на фоне того, что заметных произведений литературы и искусства, увы, нет.

— Насчёт литературы поспорю, Григорий Адольфович. Гузель Яхина, Ольга Славникова, Михаил Шишкин, Майя Кучерская, Сергей Кузнецов, Алексей Сальников — очень достойные авторы…

— …В подмётки не годящиеся шестидесятникам. То, что ты перечислила, эта литература начинает кучковаться по политическим квартирам. А когда автор пускается в такие тяжкие, ему кранты. Приведу простой пример. Дина Рубина и Людмила Улицкая не приняли российский Крым и трубят об этом на весь мир. Ты по-прежнему ценишь их вполне неплохой слог? Нет? То-то и оно. Они имеют право думать то, что думают, но одновременно утрачивают свои претензии на статус «инженеров человеческих душ». Инженер не может ошибиться и определить не то место для гайки. Рухнет вся конструкция. Так и здесь. Крымский вопрос не просто политический. Он касается судеб двух миллионов людей, которым отказывают в том, что позволено остальным россиянам. Материя тонкая.

— Это диссидентствующие личности. По правилам жанра они не только книжки пишут, но и тусуются. Без громких заявлений и грубых движений против шерсти в этом жанре себя не зарекомендуешь.

— Вот-вот. Признаюсь, я сегодня пересматриваю своё отношение к диссидентам, которых ранее ставил очень высоко. Почему не уехали те же Окуджава, Нагибин, Искандер, ранее — Паустовский, которого травили? Они любили Россию, им было интересно всё, что происходит именно здесь. Но об этом мы с тобой обязательно поговорим в следующий раз.

Беседовала Ирина ИВАНЧЕНКО
http://new.crimiz.ru/rubriki/91-ofitsialnyj-otdel/9325-razgovor-o-novogode-za-rabochim-stolom

Поделиться в соцсетях:

Обратная связь
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс
ГРАФИК ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН ЧЛЕНАМИ ОП РК Общественный мониторинг Ежегодный доклад Общественной палаты Республики Крым "О состоянии гражданского общества в Республике Крым в 2022 году" Психологическая консультация
Мнения
Эмиль Сейдалиев о знаковой для крымских татар дате Эмиль Сейдалиев о знаковой для крымских татар дате
Этот год во многом знаковый для Крыма. В этом году отметили 10-летие Крымской весны, была открыта Соборная мечеть, а сегодня, в День возрождения реабилитированных народов Крыма, отмечается 10-летие Указа Президента Российской Федерации «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития».
Ибраим Ширин о реабилитации крымских татар Ибраим Ширин о реабилитации крымских татар
Очень важную роль в судьбе крымских татар играют исторические процессы и события, а также принятые решения. Одним из таких решений является первый указ Президента РФ Владимира Владимировича Путина после возвращения Крыма домой. А именно: «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымскотатарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития»!
Все мнения