Версия для слабовидящих

СМИ о нас

12.04.2019

ГРИГОРИЙ ИОФФЕ: ТО, ЧТО КИЕВ «ПРОГЛЯДЕЛ» В 1998-М, СПАСЛО НАС В 2014М

Сегодня отмечается 5-летие Конституции Республики Крым. Срок достаточный, чтобы и оценить её действие, и кое-что подкорректировать в параграфах, и, возможно, расширить в какой-то части. Я помню, как она создавалась в 2014-м. Мы все немножко торопились. Уж очень хотелось поскорее обрести атрибуты государственности в составе России. А Основной Закон — главнейший из них. Председатель Общественной палаты РК Григорий ИОФФЕ тогда был первым вице-спикером крымского парламента. Именно ему поручили возглавить процесс разработки документа.

— Григорий Адольфович, когда решение о возвращении Крыма в родную гавань было принято, вас избрали руководителем Конституционной комиссии. Какие сложности возникли тогда?

— Признаюсь, я очень благодарен судьбе за то, что был причастен к этому большому делу. Сложность подготовки нового варианта Конституции заключалась в том, что у Крыма в новейшей истории после 1991 года было несколько её версий. Почти все, кроме Конституции 1998 года, Киевом отменялись, потому что ему не нравились наше желание принимать законы, дух свободы, самостоятельности, российский вектор. И только когда в 1998 году Леонид Грач, который тогда возглавлял парламент, пошёл на компромисс с киевской властью, и родилась Конституция, кстати, сыгравшая свою роль в «Крымской весне».

Вообще так называемая «Конституция Грача» всегда подвергалась критическим нападкам, потому что была продуктом компромисса, а известная поправка депутата Зайца вообще низводила её до не очень значимого документа. Но в Киеве проглядели, что в этой Конституции закреплено право автономии на проведение местного референдума, коим мы и воспользовались в марте 2014-го. И когда сегодня утверждают, что мы не могли провести референдум, это говорят люди, которые или не знают положений Основного Закона, или делают вид, что не знают.

Итак, нужно было создавать новую Конституцию российского Крыма. Я возглавлял Конституционную комиссию, в которую входило большое количество специалистов — известных российских и крымских юристов, представителей общественных организаций, активистов «Крымской весны». Задача стояла сложная, ведь нужно было провести эту работу в очень сжатые сроки. Сразу хотел бы сказать, что очень благодарен коллегам, которые вместе со мной работали над этим проектом.

Конечно, было много споров, непонимания — некоторые «замахивались» на кое-какие пункты, не учитывая российской практики. С другой стороны, наблюдалась некая эйфория — мы ведь утратили право законодательной инициативы. А тут оно возвращалось, мало того — нам позволялось вносить проекты законов в Федеральное Собрание!  

Долго группа пикировалась по поводу государственных языков Крыма, потому что в украинский период огромное количество людей всю свою жизнь боролись за свободное использование русского языка и говорили, что он должен быть одним из государственных на Украине. Это вызывало сопротивление Киева. Поэтому нелегко дался

компромисс, чтобы в Крыму было три государственных языка в соответствии с тремя самыми многочисленными этническими группами — русский, украинский и крымско-татарский. В конечном итоге здравый смысл восторжествовал, чему я очень рад.

Время работы над Конституцией было «горячим» — сжатые сроки, разброс мнений, отсутствие опыта, но нам помогали коллеги из регионов. К примеру, первым приехал президент Татарстана Рустам Минниханов, мы с ним долго беседовали, он делился опытом, рассказывал, как проходил конституционный процесс в Татарстане. Мы благодарны всем, кто в то время оказывал помощь. Ну и как завершение этого процесса на заседании парламента Конституция Крыма, по которой мы сегодня живём, была принята.

— Она ведь и возглавляемой вами Общественной палате, что называется, раздвинула горизонты.

— Создание ОП в российском Крыму было достаточно сложным процессом. Как известно, первым принятым российским Крымом был закон об Общественной палате. Некоторые даже шутят, что это я использовал служебное положение, будучи первым заместителем спикера. Я действительно был автором этого закона, но в то время не предполагал, что буду работать в ОП. Просто нам было сказано коллегами, что Палата — институт развития гражданского общества, который необходим для принятия законов, потому что именно ОП аккумулирует в себе настроения общества. Если тот или иной законопроект вызывает социальное напряжение, общественники имеют право сказать об этом парламентариям.

Когда отмечалось 10-летие российской Общественной палаты в Кремле, я имел честь присутствовать на этом событии. В своём приветствии В. Путин впервые произнёс словосочетание «нулевые чтения».  То есть возможность рассматривать законопроекты до того, как они попадут в парламент, подсказывать депутатам настроение общества.

С другой стороны, законодательной инициативы ОП не имеет, но обладает правом обращаться к депутатам с просьбой инициировать тот или иной законопроект. Так было, например, с законом о защите животных от негуманного отношения. Это был один из первых законов, который мы инициировали. Причём тогда не было федерального аналога. Многие юристы говорили: «Что вы спешите? Вот выйдет федеральный закон — пожалуйста!». Но мы уже знали, что этот закон 7 лет лежит «под сукном» в Госдуме. И благодаря помощи С. Аксёнова и О. Белавенцева документ приняли. Олег Евгеньевич связался с Главным правовым управлением Администрации президента и объяснил, что в курортном регионе острая ситуация с бездомными животными недопустима.

В связи с тем, что отсчёт работы ведём с июня 2014 г. (в июне также будет 5-летие института ОП в Крыму), расставили приоритеты. Одним из них стало проведение «нулевых чтений». Заметьте, мы не «поддакиваем», не штампуем законы, мы их порой оспариваем. Например, закон о курортах, где было написано, что все пляжи у нас открыты. В ОП начали обращаться представители  профессионального сообщества и говорить: «Как все пляжи открыты? А если 5-звёздочная гостиница, люди заплатили огромные деньги, что же, им загорать в тесноте?».  Мы тут же обратились в парламент, и В. Константинов пошёл на пересмотр этой практики. В конце концов закон вышел в нормальном виде, где сказано, что все пляжи открыты, за исключением специализированых, а самое главное — муниципальные образования, которые находятся на берегу моря, обязаны оборудовать общедоступный пляж.

— Что бы вы пожелали, если бы мы праздновали, к примеру, 20-летие Конституции РК?

— Чтобы, оглянувшись назад, мы пришли к выводу, что шли последовательными шагами, делали добро стране и республике, думали о людях. Чтобы нас, первопроходцев, вспоминали со светлым чувством.

Беседовала Светлана УСТИНОВА
http://new.crimiz.ru/rubriki/91-ofitsialnyj-otdel/10113-grigorij-ioffe-to-chto-kiev-proglyadel-v-1998-m-spaslo-nas-v-2014m

Поделиться в соцсетях:

Обратная связь
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс
ГРАФИК ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН ЧЛЕНАМИ ОП РК Общественный мониторинг Ежегодный доклад Общественной палаты Республики Крым "О состоянии гражданского общества в Республике Крым в 2022 году" Психологическая консультация
Мнения
Эмиль Сейдалиев о знаковой для крымских татар дате Эмиль Сейдалиев о знаковой для крымских татар дате
Этот год во многом знаковый для Крыма. В этом году отметили 10-летие Крымской весны, была открыта Соборная мечеть, а сегодня, в День возрождения реабилитированных народов Крыма, отмечается 10-летие Указа Президента Российской Федерации «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития».
Ибраим Ширин о реабилитации крымских татар Ибраим Ширин о реабилитации крымских татар
Очень важную роль в судьбе крымских татар играют исторические процессы и события, а также принятые решения. Одним из таких решений является первый указ Президента РФ Владимира Владимировича Путина после возвращения Крыма домой. А именно: «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымскотатарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития»!
Все мнения