Несмотря на то, что кадровые перестановки и последний Указ Президента РФ, касающийся Крыма, обсуждаются почти две недели, сотни раз прокомментированы специалистами, экспертами, политологами, читатели «КИ» продолжают звонить в редакцию и озвучивать тревожные мысли по поводу слияния Крымского федерального округа с Южным. Более того, масла в огонь подливают некоторые экс-политики типа первого крымского президента Юрия Мешкова, убежденного, что и федеральный университет у нас закроют, и денег центр больше давать не будет, либо консультанты-провокаторы. Вот что отвечает таким председатель Общественной палаты РК Григорий ИОФФЕ.
— Обращаюсь к политикам и политологам, в том числе — хорошо мне знакомым, которые стали слишком вольно трактовать Указ Президента РФ о ликвидации и присоединении Крымского федерального округа к Южному федеральному округу, — очертил рамки аудитории и темы крымский общественник №1. — Вы пытаетесь отыскать черную кошку в темной комнате, заранее зная, что ее там нет. Чтобы понять, что это именно так, стоит лишь проследить саму историю возникновения в административной системе РФ федеральных округов: когда и для чего они были созданы, какие функции выполняют.
Независимо от существования ФО система субъектов федерации остается главной и ведущей базой государствообразующего уровня: именно субъекты федерации и лежат в основе российской державы. Подчеркну, не федеральные округа, а — субъекты. Каждый субъект — это государство в миниатюре, которое добровольно взяло обязанность войти в федерацию и стать частью большого государства. Федеральный же округ, по мысли его создателей, объединяет субъекты федерации на организационном, не побоюсь этого слова, бюрократическом уровне, координируя работу руководства субъекта федерации и взаимодействие его с федеральными структурами. Другими словами — выполняет административно-служебную функцию.
После «Крымской весны» создание КФО было совершенно логичным и продуманным действием, но уже тогда было понятно, что всего два субъекта федерации вряд ли смогут долго просуществовать в одном федеральном округе. Это было бы слишком расточительно. То, что произошло, то есть — включение двух крымских субъектов в мощный Южный федеральный округ, совершенно оправдано и логично. Искать здесь подводные камни никому не рекомендую. Другое дело, как этот вопрос трактуется на персональном уровне. Здесь все немного сложнее и связано с фигурой недавнего Полномочного представителя Президента РФ в КФО Олега Белавенцева.
Прощаясь с ним на днях, я напомнил известную формулу одного из писателей-классиков, который сказал, что есть такое мужское понятие — «товарищи по оружию». В данном случае это оружие — не пистолеты, автоматы и пушки, а состоит оно из референдума, крымской Конституции, отрядов ополчения — всего того, что пришло в Крым одновременно с появлением здесь Белавенцева. Все мы действительно стали с ним товарищами по оружию, и это прощание, конечно, имеет некий горький и терпкий привкус. Он же, как человек служивый, а руководители Крыма, как люди государственные, понимают, что решения Президента, во-первых, не обсуждаются, а, во-вторых, априори являются верными и продуманными. Поэтому хочу присоединиться ко всем теплым словам в адрес Олега Евгеньевича, особо поблагодарить его за то, что именно он стал инициатором создания в Крыму Общественной палаты и привлек меня к этому делу.
Я убежден, наше общение не будет прервано, и мы еще не раз увидимся с ним в Крыму, будем вспоминать о многом, что составляло нашу с ним совместную жизнь и борьбу за российский Крым.
Записала Наталия ДОРН.