Тема развития виноградарства и виноделия в России освещается и обсуждается на различных площадках достаточно давно. В первом чтении принят Закон РФ «О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации», государство выделяет достаточно большие средства на компенсацию по закладке новых виноградников.
Все, вроде бы, понимают, что виноградарство и виноделие нужно развивать, но идут не прекращающиеся уже 5 лет (как Крым присоединился к России) споры и прения между крупными производителями и фермерами, законодателями, общественниками, чиновниками, но единого мнения нет и, очевидно, быть не может. Почему?
Виноградарство и виноделие – это глубоко интегрированная отрасль экономики, здесь переплетены интересы крупных и мелких товаропроизводителей, импортеров виноматериалов, производителей винных напитков, госорганов по взиманию налогов и контролю за оборотом спиртосодержащих жидкостей, местных органов власти по развитию сельских территорий и т.д. Данные интересы, часто противоречащие и иногда взаимоисключающие друг друга.
Как мне видится, прежде чем говорить о проблеме и тактике развития виноградарства и виноделия России, нужно ответить на основной базовый вопрос: А зачем виноградарство и виноделие собственно нужно России?
Мы обсуждаем и реализовываем не увязанные друг с другом тактики развития, задействуем инструменты тактики развития (закон, компенсации и т.д.), но при этом не имеем четкой и понятной стратегии развития на 10-15 лет. У нас нет ответа, что мы хотим видеть в своей стране в данной отрасли через 15 лет, какие напитки в каком количестве на душу населения мы будем потреблять, и что это даст для здоровья и долголетия нации. Складывается ощущение, что у нас по данной теме «вагоны бегут впереди паровоза». А эффективно ли это?
Наступило время к возврату методов кибернетического подхода по планированию и реализации развития отрасли виноградарства и виноделия. НАМ НУЖЕН ЧЕТКИЙ И СБАЛАНСИРОВАННЫЙ ГОСПЛАН РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ на 10-15 лет. Я не призываю, вернутся к административно-плановой экономике, как это было в советскую эпоху, но взять конструктивные методы плановой экономики, и адаптировать к существующей действительности, крайне необходимо. Китай смог, а мы тем более сможем.
Государство должно вести активную сбалансированную политику, четко сформулировать стратегию развития отрасли, перестроить систему управления и распределения финансов, внедрить понятные исчислимые показатели развития и назначить персональных ответственных за их достижение.
А для реализации стратегии уже тогда нужен закон «О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации», компенсации и дотации, льготы, таможенное регулирование, экономическое и налоговое стимулирование, снятие торговых барьеров и т.д.
До принятия ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ развития отрасли, все разговоры и действия по данной теме напоминают «бег по кругу», энергии и средств тратится много, а эффект мизерный, и за это время отрасль в целом чахнет и загибается.
НИКАКОЙ ВЕТЕР НЕ БУДЕТ ПОПУТНЫМ КОРАБЛЮ, КОТОРЫЙ НЕ ЗНАЕТ КУДА ОН ИДЕТ!
Чтоделать? Поставить четкие и исчислимые цели по развитию и установить следующие целевые показатели:
- довести потребление сухого вина в объеме 15,18 л на 1-го совершеннолетнего гражданина России к 2029 году;
- площадь виноградников в России – 592 440 га из которых 30% в Крыму (не менее 153 000 га).
ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО:
В течение 2019-2020 годов:
- создать мощности по производству 50 млн.шт. саженцев виноградных в год;
- создать мощную государственную структуру сервиса по посадке виноградников;
- систему государственной поддержки виноградарства перевести с режима компенсаций расходов по посадке и уходу, в режим оказания услуг по посадке виноградников «под ключ» за очень привлекательную цену.
В течение 2019-2029 в Крыму: - высаживать 20 000 га виноградников ежегодно;
- создавать ежегодно не менее 7000 рабочих мест(в 2029 иметь не менее 51000, занятых в виноградарстве и виноделии);
- стимулировать создание и/или вовлечение в виноградарскую отрасль не менее 500 фермерских хозяйств ежегодно (в 2029 иметь не менее 3000 фермерских хозяйств, выращивающих виноград);
- изменить подходы к развитию отрасли и привлечению инвесторов.
Уйти от существующего принципа: «Инвестор делает - власть соглашается (нагружает финансовыми обязательствами) и не мешает, пока выполняются обязательства».Перейти к принципу: «Инвестор делает – власть помогает». Выделяется персональный менеджер для инвестора, который решает все вопросы по взаимодействию с властью. И/или к принципу: «Власть делает – инвестор помогает». - провести полную инвентаризацию отрасли;
- составить стратегический план (создать российскую национальную программу) развития отрасли;
- провести структурные изменения системы государственного управления, курирующей сельское хозяйство с доведением соответствующим руководителям реальных полномочий по влиянию на достижение целевых показателей и реальной ответственности за их невыполнение.
- подготовить новую нормативную базу для регулирования и стимулирования отрасли в рамках плана развития.
При разработке стратегии нельзя забывать, что виноградарство - это еще выращивание столового винограда, производство изюма, соков и многих других видов продукции.