Версия для слабовидящих

Владимир Курьянов о патриотизме и истории России

30.03.2022

Как воспитать патриота – человека, который любит свою Родину, живет ее интересами, способствует ее развитию? Ключевую роль в этом процессе играют социально-гуманитарные науки – история, философия, политология, социология и ряд других. Важнейшая роль среди них принадлежит истории, науке, которая исследуя экономические, социальные, политические события прошлого в их развитии и взаимосвязи, позволяет не только глубже понять причины и следствия тех или иных событий, но и высказать предположения о возможных путях развития общества в настоящем и будущем. 

Важнейший момент – объективное изложение исторических фактов, их непредвзятый анализ, позволяющий в каждом историческом периоде развития нашей страны во взаимосвязи с всеобщей историей выделить достижения и недостатки, победы и поражения, героизм и предательство, оценить их влияние на процессы, протекавшие внутри России, за ее пределами. Такой подход формирует осознанное отношение детей, подростков, молодежи к истории своей малой Родины, каждого российского региона, России в целом.

Понимание общности истории нашего государства во всем ее многообразии, является мощнейшим объединяющим началом российского народа вне зависимости от национальности, принадлежности к тем или иным конфессиям или политическим партиям и течениям.

Таким образом, современное российское общество нуждается в том, чтобы на всех уровнях образования от дошкольного до специалитета и магистратуры, реализовывался единый подход в изучении истории, основанный на принципах научной объективности и достоверности, адаптированный к соответствующим возрастным группам и обеспечивающий преемственность в изучении материала. Этот подход нуждается в реализации ряда практических шагов, прежде всего, в сфере высшего образования, которые сформулированы ниже. 

  1. Создание единой учебной программы по дисциплине «История России» для всех направлений подготовки и специальностей с унификацией аудиторных часов на преподавание и установление промежуточной аттестации в форме устного экзамена.
  2. Обязательное преподавание дисциплины «История России» в 1 и 2 семестрах первого курса на всех направлениях подготовки и специальностях.
  3. Проведение лекционных и практических занятий в очном формате с возможностью акцентирования актуальных вопросов современной повестки дня. 
  4. Разработка методических материалов для педагогов и обучающихся по дисциплинам социально-гуманитарного профиля.
  5. При изучении дисциплин социально-гуманитарного профиля важно акцентировать внимание на работе с первоисточниками для формирования навыков критического мышления для адекватного восприятия любой информации в медиа пространстве. 

История является тем базисом, на котором возможно осознанное изучение других важнейших дисциплин социально-гуманитарного цикла – философии, политологии, социологии. 

Философия, будучи особой формой общественного сознания и познания мира, позволяет сформировать систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях. Проще говоря, философия дает в руки образованному человеку инструмент анализа и познания различных общественных явлений, помогает установить причины их возникновения, взаимосвязь между ними, спрогнозировать результаты их влияния на человеческое общество в целом, отдельные его классы и группы. Философия лежит в основе методологии научного познания. Отсюда следует простой вывод: изучение философии, умение на практике применять ее законы делает человека осознанным творцом настоящего и будущего, что чрезвычайно важно в современных условиях. Изучение философии в университетах также требует общих подходов, единой учебной программы, обеспечивающей получение фундаментальных знаний вне зависимости от направления подготовки или специальности.

Политология и социология, базируясь на конкретных исторических знаниях и осмысленном изучении философии, формируя фундаментальные представления о политике и политической власти, закономерностях возникновения, функционирования и развития политических отношений, процессов, явлений, институтов, о нормах и принципах политической жизни общества, о путях развитии общества и взаимодействующих в его рамках и условиях людей – индивидов и их групп, завершают формирование сознательного гражданина – патриота России.

Вместе обозначенные выше науки как учебные предметы в высшей школе призваны сформировать не только теоретические основы российского патриотизма, но и сделать патриотизм внутренней потребностью молодых людей. 

В практической плоскости это означает необходимость незамедлительного внесения существенных изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования в части обязательного изучения социологии и политологии, как истории России и философии. Общественная палата Республики Крым могла бы стать площадкой, которая объединила бы ту часть педагогического сообщества, которая хочет и может сделать чрезвычайно важную и нужную работу в данном направлении.

Как воспитать патриота – человека, который любит свою Родину, живет ее интересами, способствует ее развитию? Ключевую роль в этом процессе играют социально-гуманитарные науки – история, философия, политология, социология и ряд других.

Важнейший момент – объективное изложение исторических фактов, их непредвзятый анализ, позволяющий в каждом историческом периоде развития нашей страны во взаимосвязи с всеобщей историей выделить достижения и недостатки, победы и поражения, героизм и предательство, оценить их влияние на процессы, протекавшие внутри России, за ее пределами.

Современное российское общество нуждается в том, чтобы на всех уровнях образования от дошкольного до специалитета и магистратуры, реализовывался единый подход в изучении истории, основанный на принципах научной объективности и достоверности, адаптированный к соответствующим возрастным группам и обеспечивающий преемственность в изучении материала.

Философия дает в руки образованному человеку инструмент анализа и познания различных общественных явлений, помогает установить причины их возникновения, взаимосвязь между ними, спрогнозировать результаты их влияния на человеческое общество в целом, отдельные его классы и группы.

Изучение философии в университетах требует общих подходов, единой учебной программы, обеспечивающей получение фундаментальных знаний вне зависимости от направления подготовки или специальности.

Политология и социология, базируясь на конкретных исторических знаниях и осмысленном изучении философии завершают формирование сознательного гражданина – патриота России.

Необходимо незамедлительно внести существенные изменения в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования в части обязательного изучения социологии и политологии, как истории России и философии. Общественная палата Республики Крым могла бы стать площадкой, которая объединила бы ту часть педагогического сообщества, которая хочет и может сделать чрезвычайно важную и нужную работу в данном направлении.

Поделиться в соцсетях:

Обратная связь
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс
Анонсы
Социальное партнерство в центре первомайских инициатив Крыма
23 апреля - 11.00. Пресс-конференция "Социальное партнерство в центре первомайских инициатив Крыма".
Все анонсы
ГРАФИК ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН ЧЛЕНАМИ ОП РК Общественный мониторинг Ежегодный доклад Общественной палаты Республики Крым "О состоянии гражданского общества в Республике Крым в 2022 году" Психологическая консультация
Мнения
Ольга Безугловец о проблемах ГТО Ольга Безугловец о проблемах ГТО
В 2024 году Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» исполнилось 10 лет со дня его возрождения. С 2014 года ОП РФ проводит ежегодный всероссийский общественный мониторинг по сбору предложений, направленных на совершенствование повсеместной реализации комплекса ГТО в субъектах РФ.
Все мнения