Версия для слабовидящих

Владимир Курьянов о патриотизме и истории России

30.03.2022

Как воспитать патриота – человека, который любит свою Родину, живет ее интересами, способствует ее развитию? Ключевую роль в этом процессе играют социально-гуманитарные науки – история, философия, политология, социология и ряд других. Важнейшая роль среди них принадлежит истории, науке, которая исследуя экономические, социальные, политические события прошлого в их развитии и взаимосвязи, позволяет не только глубже понять причины и следствия тех или иных событий, но и высказать предположения о возможных путях развития общества в настоящем и будущем. 

Важнейший момент – объективное изложение исторических фактов, их непредвзятый анализ, позволяющий в каждом историческом периоде развития нашей страны во взаимосвязи с всеобщей историей выделить достижения и недостатки, победы и поражения, героизм и предательство, оценить их влияние на процессы, протекавшие внутри России, за ее пределами. Такой подход формирует осознанное отношение детей, подростков, молодежи к истории своей малой Родины, каждого российского региона, России в целом.

Понимание общности истории нашего государства во всем ее многообразии, является мощнейшим объединяющим началом российского народа вне зависимости от национальности, принадлежности к тем или иным конфессиям или политическим партиям и течениям.

Таким образом, современное российское общество нуждается в том, чтобы на всех уровнях образования от дошкольного до специалитета и магистратуры, реализовывался единый подход в изучении истории, основанный на принципах научной объективности и достоверности, адаптированный к соответствующим возрастным группам и обеспечивающий преемственность в изучении материала. Этот подход нуждается в реализации ряда практических шагов, прежде всего, в сфере высшего образования, которые сформулированы ниже. 

  1. Создание единой учебной программы по дисциплине «История России» для всех направлений подготовки и специальностей с унификацией аудиторных часов на преподавание и установление промежуточной аттестации в форме устного экзамена.
  2. Обязательное преподавание дисциплины «История России» в 1 и 2 семестрах первого курса на всех направлениях подготовки и специальностях.
  3. Проведение лекционных и практических занятий в очном формате с возможностью акцентирования актуальных вопросов современной повестки дня. 
  4. Разработка методических материалов для педагогов и обучающихся по дисциплинам социально-гуманитарного профиля.
  5. При изучении дисциплин социально-гуманитарного профиля важно акцентировать внимание на работе с первоисточниками для формирования навыков критического мышления для адекватного восприятия любой информации в медиа пространстве. 

История является тем базисом, на котором возможно осознанное изучение других важнейших дисциплин социально-гуманитарного цикла – философии, политологии, социологии. 

Философия, будучи особой формой общественного сознания и познания мира, позволяет сформировать систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях. Проще говоря, философия дает в руки образованному человеку инструмент анализа и познания различных общественных явлений, помогает установить причины их возникновения, взаимосвязь между ними, спрогнозировать результаты их влияния на человеческое общество в целом, отдельные его классы и группы. Философия лежит в основе методологии научного познания. Отсюда следует простой вывод: изучение философии, умение на практике применять ее законы делает человека осознанным творцом настоящего и будущего, что чрезвычайно важно в современных условиях. Изучение философии в университетах также требует общих подходов, единой учебной программы, обеспечивающей получение фундаментальных знаний вне зависимости от направления подготовки или специальности.

Политология и социология, базируясь на конкретных исторических знаниях и осмысленном изучении философии, формируя фундаментальные представления о политике и политической власти, закономерностях возникновения, функционирования и развития политических отношений, процессов, явлений, институтов, о нормах и принципах политической жизни общества, о путях развитии общества и взаимодействующих в его рамках и условиях людей – индивидов и их групп, завершают формирование сознательного гражданина – патриота России.

Вместе обозначенные выше науки как учебные предметы в высшей школе призваны сформировать не только теоретические основы российского патриотизма, но и сделать патриотизм внутренней потребностью молодых людей. 

В практической плоскости это означает необходимость незамедлительного внесения существенных изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования в части обязательного изучения социологии и политологии, как истории России и философии. Общественная палата Республики Крым могла бы стать площадкой, которая объединила бы ту часть педагогического сообщества, которая хочет и может сделать чрезвычайно важную и нужную работу в данном направлении.

Как воспитать патриота – человека, который любит свою Родину, живет ее интересами, способствует ее развитию? Ключевую роль в этом процессе играют социально-гуманитарные науки – история, философия, политология, социология и ряд других.

Важнейший момент – объективное изложение исторических фактов, их непредвзятый анализ, позволяющий в каждом историческом периоде развития нашей страны во взаимосвязи с всеобщей историей выделить достижения и недостатки, победы и поражения, героизм и предательство, оценить их влияние на процессы, протекавшие внутри России, за ее пределами.

Современное российское общество нуждается в том, чтобы на всех уровнях образования от дошкольного до специалитета и магистратуры, реализовывался единый подход в изучении истории, основанный на принципах научной объективности и достоверности, адаптированный к соответствующим возрастным группам и обеспечивающий преемственность в изучении материала.

Философия дает в руки образованному человеку инструмент анализа и познания различных общественных явлений, помогает установить причины их возникновения, взаимосвязь между ними, спрогнозировать результаты их влияния на человеческое общество в целом, отдельные его классы и группы.

Изучение философии в университетах требует общих подходов, единой учебной программы, обеспечивающей получение фундаментальных знаний вне зависимости от направления подготовки или специальности.

Политология и социология, базируясь на конкретных исторических знаниях и осмысленном изучении философии завершают формирование сознательного гражданина – патриота России.

Необходимо незамедлительно внести существенные изменения в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования в части обязательного изучения социологии и политологии, как истории России и философии. Общественная палата Республики Крым могла бы стать площадкой, которая объединила бы ту часть педагогического сообщества, которая хочет и может сделать чрезвычайно важную и нужную работу в данном направлении.

Поделиться в соцсетях:

Официальная группа Общественной палаты Республики Крым Вконтакте Официальная группа Общественной палаты Республики Крым Одноклассники Обратная связь
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс
ПОЛОЖЕНИЕ  ОБ УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО КОНКУРСА «НАРОД И АРМИЯ ЕДИНЫ!» Общественный мониторинг Психологическая консультация Государственная поддержка ННО
Мнения
О патриотизме О патриотизме
Сегодня патриотизм в моде. В моде у тех, кто вчера считал это явление отжившим и никчемным, ушедшим в прошлое, ибо мы все стали «людьми мира», ездящими куда захочется, живущими, где душа пожелает… Какая уж тут Родина, Родина – это там, где я живу, где мне хорошо здесь и сейчас. 24 февраля 2022 года развеяло это представление о жизни как дым от тлеющего костра и остановило каждого из нас перед выбором: с Родиной или против нее!
Мысли о высшем образовании. Мысли о высшем образовании.
Не так давно один мой знакомый преподаватель прислал грустный смайлик с текстом: «Федеральные государственные стандарты опять будут менять». И я тоже взгрустнула. И даже не потому, что все учебные планы и рабочие программы нужно переделывать. А из-за обманутых ожиданий. Нет, я понимала, что легко не будет. Но так хотелось верить, что система образования России будет уникальной. А получается, что предложили и срок обучения на бакалавриате увеличит
Все мнения