Как воспитать патриота – человека, который любит свою Родину, живет ее интересами, способствует ее развитию? Ключевую роль в этом процессе играют социально-гуманитарные науки – история, философия, политология, социология и ряд других. Важнейшая роль среди них принадлежит истории, науке, которая исследуя экономические, социальные, политические события прошлого в их развитии и взаимосвязи, позволяет не только глубже понять причины и следствия тех или иных событий, но и высказать предположения о возможных путях развития общества в настоящем и будущем.
Важнейший момент – объективное изложение исторических фактов, их непредвзятый анализ, позволяющий в каждом историческом периоде развития нашей страны во взаимосвязи с всеобщей историей выделить достижения и недостатки, победы и поражения, героизм и предательство, оценить их влияние на процессы, протекавшие внутри России, за ее пределами. Такой подход формирует осознанное отношение детей, подростков, молодежи к истории своей малой Родины, каждого российского региона, России в целом.
Понимание общности истории нашего государства во всем ее многообразии, является мощнейшим объединяющим началом российского народа вне зависимости от национальности, принадлежности к тем или иным конфессиям или политическим партиям и течениям.
Таким образом, современное российское общество нуждается в том, чтобы на всех уровнях образования от дошкольного до специалитета и магистратуры, реализовывался единый подход в изучении истории, основанный на принципах научной объективности и достоверности, адаптированный к соответствующим возрастным группам и обеспечивающий преемственность в изучении материала. Этот подход нуждается в реализации ряда практических шагов, прежде всего, в сфере высшего образования, которые сформулированы ниже.
- Создание единой учебной программы по дисциплине «История России» для всех направлений подготовки и специальностей с унификацией аудиторных часов на преподавание и установление промежуточной аттестации в форме устного экзамена.
- Обязательное преподавание дисциплины «История России» в 1 и 2 семестрах первого курса на всех направлениях подготовки и специальностях.
- Проведение лекционных и практических занятий в очном формате с возможностью акцентирования актуальных вопросов современной повестки дня.
- Разработка методических материалов для педагогов и обучающихся по дисциплинам социально-гуманитарного профиля.
- При изучении дисциплин социально-гуманитарного профиля важно акцентировать внимание на работе с первоисточниками для формирования навыков критического мышления для адекватного восприятия любой информации в медиа пространстве.
История является тем базисом, на котором возможно осознанное изучение других важнейших дисциплин социально-гуманитарного цикла – философии, политологии, социологии.
Философия, будучи особой формой общественного сознания и познания мира, позволяет сформировать систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях. Проще говоря, философия дает в руки образованному человеку инструмент анализа и познания различных общественных явлений, помогает установить причины их возникновения, взаимосвязь между ними, спрогнозировать результаты их влияния на человеческое общество в целом, отдельные его классы и группы. Философия лежит в основе методологии научного познания. Отсюда следует простой вывод: изучение философии, умение на практике применять ее законы делает человека осознанным творцом настоящего и будущего, что чрезвычайно важно в современных условиях. Изучение философии в университетах также требует общих подходов, единой учебной программы, обеспечивающей получение фундаментальных знаний вне зависимости от направления подготовки или специальности.
Политология и социология, базируясь на конкретных исторических знаниях и осмысленном изучении философии, формируя фундаментальные представления о политике и политической власти, закономерностях возникновения, функционирования и развития политических отношений, процессов, явлений, институтов, о нормах и принципах политической жизни общества, о путях развитии общества и взаимодействующих в его рамках и условиях людей – индивидов и их групп, завершают формирование сознательного гражданина – патриота России.
Вместе обозначенные выше науки как учебные предметы в высшей школе призваны сформировать не только теоретические основы российского патриотизма, но и сделать патриотизм внутренней потребностью молодых людей.
В практической плоскости это означает необходимость незамедлительного внесения существенных изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования в части обязательного изучения социологии и политологии, как истории России и философии. Общественная палата Республики Крым могла бы стать площадкой, которая объединила бы ту часть педагогического сообщества, которая хочет и может сделать чрезвычайно важную и нужную работу в данном направлении.
Как воспитать патриота – человека, который любит свою Родину, живет ее интересами, способствует ее развитию? Ключевую роль в этом процессе играют социально-гуманитарные науки – история, философия, политология, социология и ряд других.
Важнейший момент – объективное изложение исторических фактов, их непредвзятый анализ, позволяющий в каждом историческом периоде развития нашей страны во взаимосвязи с всеобщей историей выделить достижения и недостатки, победы и поражения, героизм и предательство, оценить их влияние на процессы, протекавшие внутри России, за ее пределами.
Современное российское общество нуждается в том, чтобы на всех уровнях образования от дошкольного до специалитета и магистратуры, реализовывался единый подход в изучении истории, основанный на принципах научной объективности и достоверности, адаптированный к соответствующим возрастным группам и обеспечивающий преемственность в изучении материала.
Философия дает в руки образованному человеку инструмент анализа и познания различных общественных явлений, помогает установить причины их возникновения, взаимосвязь между ними, спрогнозировать результаты их влияния на человеческое общество в целом, отдельные его классы и группы.
Изучение философии в университетах требует общих подходов, единой учебной программы, обеспечивающей получение фундаментальных знаний вне зависимости от направления подготовки или специальности.
Политология и социология, базируясь на конкретных исторических знаниях и осмысленном изучении философии завершают формирование сознательного гражданина – патриота России.
Необходимо незамедлительно внести существенные изменения в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования в части обязательного изучения социологии и политологии, как истории России и философии. Общественная палата Республики Крым могла бы стать площадкой, которая объединила бы ту часть педагогического сообщества, которая хочет и может сделать чрезвычайно важную и нужную работу в данном направлении.