Версия для слабовидящих

Андрей Никифоров: Шансы вписаться в новую крымскую политику «старая гвардия» профукала

24.09.2014

Не возрастные критерии запускают процесс перезагрузки политических элит, а политические потрясения: кто вписался – живет и развивается дальше, кто нет – отсеивается.

Выборы в Государственный совет Республики Крым внесли существенные изменения в политический ландшафт полуострова. Как утверждают власти, это только начало перемен. О том, что ожидает крымский политикум в обозримом будущем агентство «Крым Медиа» выясняло у политолога, члена Общественной палаты Республики Крым Андрея Никифорова.

Андрей Ростиславович, эти выборы называют точкой отсчета в формировании «нового поколения» крымской политической элиты. Согласны с таким утверждением?

Не совсем, с оговорками. Вот смотрите. Перезапуск крымской политической элиты прошел через два фальстарта. Первый – в 2010-м, был связан с именем «великого и ужасного» Джарты. Внеся изрядный переполох в ряды крымских политиков, лидер «македонского нашествия» попытался создать этакий гибрид из пришедших с ним «хищников» и местных политических «овощей» (некоторые из них сейчас трудятся в Киеве). На полях отметим, что именно в этом году Владимир Константинов впервые стал спикером, а Сергей Аксенов – депутатом крымского парламента. Но это происходило где-то на далекой периферии кадровой революции, заявленной «пришельцами». Затем 2012-й год ознаменовал массовый уход крымских политических тяжеловесов на «лежбище» – в Верховную Раду Украины. Андрей Сенченко, Сергей Куницын, Лев Миримский – за два-три года до того, как они обзавелись мандатами нардепов, без них трудно было представить крымскую политическую палитру. И, заметим, люди-то все не старые. Все из клуба «тех, кому еще нет 60-ти». По политическим меркам – пацаны! В этот же период окончательно завершается политическая карьера Леонида Грача (он сам с этим не согласен и даже пытался «всплыть» в этом году, но анонсированное «всплытие» не состоялось). Где-то затерялся Василий Киселев. На высокой ноте, в апогее карьерного роста, был послан на Херсонскую область Анатолий Гриценко. Он тоже захотел вернуться и также неудачно. Впрочем, Крым, видимо, такое место, куда все политики пытаются вернуться. Те же Куницын с Сенченко лбами столкнулись, кинувшись на освободившееся, как им казалось, премьерское кресло. Миримский ходил кругами где-то рядом… Но все они – не в тренде. В тренде – выдвиженцы «Крымской весны». И это – закономерно, поскольку не возрастные критерии запускают процесс перезагрузки политических элит, а политические потрясения: кто вписался – живет и развивается дальше, кто не вписался – отсеивается.

Как Вы оцениваете выдвижение молодежи во власть, вплоть до студентов без законотворческого опыта?

Ну, положим, о студентах – это вы утрируете. Там у кого-то в регистрационных документах значилось «студент», но пока шла избирательная кампания, они дипломы получили. А опыт? Где же его еще наберешься, как не в законотворческом процессе? Баланс между опытом и молодостью имеется. Есть и среднее поколение законодателей. Так что молодым и активным есть у кого опыта и мастерства набираться. Нормально. Это их шанс. Кто воспользуется – может затем стать стержневым фигурантом республиканской политики. А вообще – вам не угодишь: то жаловались, что новых лиц мало, то – что слишком много новых…

Есть перспективы у «старой гвардии» крымских политиков вновь заявить о себе? Например, у тех же экс-нардепов от Крыма в парламенте Украины, заявивших, наконец, о полной поддержке событий в республике?

Экс-нардепы в своем большинстве – никакая не гвардия, а «македонская» клиентела (форма социальной зависимости в Древнем Риме: взаимные правовые, социальные и экономические обязательства между плебеями и патрициями – КМ). Думаю, свои шансы вписаться в новую крымскую политику они профукали. Не сейчас надо было заявлять о поддержке республики, а тогда – в феврале-марте. Кто-то может еще сумеет объявиться, но, как исключение. Скажем, Миримский, который всегда таким исключением был, и который уж точно не из «македонской» команды выходец.

Единение законодательной и исполнительной власти в Крыму на базе одной партии может способствовать злоупотреблениям? Какими должны быть механизмы контроля в такой ситуации, помимо правоохранительных органов?

Давайте по пунктам:

Во-первых, формирование законодательной и исполнительной власти из кадров партии, победившей на выборах – не крымская или российская специфика. Это – обычная практика демократических режимов. Но бывают и исключения, когда эти ветви власти формируются разными, даже противоположными, партиями. И тогда далеко не всякая политическая система способна такое выдержать. Это – ненормально, и вовсе не в этом заключается суть принципа разделения властей.

Во-вторых, само это разделение властей нам (Русскому миру, Евразийской цивилизации, «постсоветскому пространству») категорически противопоказано. Мы воспринимаем власть цельно. Именно поэтому в массовом сознании она так успешно персонифицируется. Любое дробление власти для нас – противоестественно. Так что единение власти в Крыму – вполне позитивная вещь.

В-третьих, правоохранительные органы, федеральный центр в целом – хороший сдерживающий фактор для тенденции к своеволию местных властей. Так на Руси издревле повелось. А противовесом местной власти должно стать активное гражданское общество. Тоже, кстати, старая русская традиция, правда, «добросовестно» забытая. Сейчас повсеместно создаются общественные палаты, выстраивается новая система общественных организаций, заходят разнонаправленные СМИ. Думаю, всего этого хватит, чтобы смотреть власть «на просвет».

По окончанию переходного периода, когда в Москве начнут относиться к Крыму «по-взрослому», без поблажек, можно ли прогнозировать кадровые ротации в крымском руководстве? Например, замену «не тянущих» крымчан на «московских», «питерских» или каких-либо еще. И будет ли такая практика эффективной?

Давайте без «если». Я считаю, что определенные кадровые инъекции нам не только не помешают, но даже крайне необходимы. Не потому что местные кадры неэффективны, а потому что перед Крымом стоит ряд задач, к которым нашу управленческую и политическую элиту не готовили. И ждать, когда крымчане упрутся в стену вовсе не следует. Кадровые инъекции нужно делать аккуратно и адресно уже сейчас. Но приоритет, командные высоты, должны оставаться за крымскими, а «десантники» должны быть действительно специалистами своего дела, а не этакими «колонизаторами». Ведь именно на «колонизацию» Крыма «под себя» были заточены все предыдущие кадровые десанты. К чести крымчан, надо заметить, все пришельцы-колонизаторы были успешно ликвидированы. А от помощников мы не откажемся…

 Крым Медиа

Поделиться в соцсетях:

Обратная связь
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс
ГРАФИК ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН ЧЛЕНАМИ ОП РК Общественный мониторинг Ежегодный доклад Общественной палаты Республики Крым "О состоянии гражданского общества в Республике Крым в 2022 году" Психологическая консультация
Мнения
Эмиль Сейдалиев о знаковой для крымских татар дате Эмиль Сейдалиев о знаковой для крымских татар дате
Этот год во многом знаковый для Крыма. В этом году отметили 10-летие Крымской весны, была открыта Соборная мечеть, а сегодня, в День возрождения реабилитированных народов Крыма, отмечается 10-летие Указа Президента Российской Федерации «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития».
Ибраим Ширин о реабилитации крымских татар Ибраим Ширин о реабилитации крымских татар
Очень важную роль в судьбе крымских татар играют исторические процессы и события, а также принятые решения. Одним из таких решений является первый указ Президента РФ Владимира Владимировича Путина после возвращения Крыма домой. А именно: «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымскотатарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития»!
Все мнения