Версия для слабовидящих

Мысли о высшем образовании.

16.08.2022

Не так давно один мой знакомый преподаватель прислал грустный смайлик с текстом: «Федеральные государственные стандарты опять будут менять». И я тоже взгрустнула. И даже не потому, что все учебные планы и рабочие программы нужно переделывать. А из-за обманутых ожиданий. Нет, я понимала, что легко не будет. Но так хотелось верить, что система образования России будет уникальной. А получается, что предложили и срок обучения на бакалавриате увеличить, и магистратуру оставить.

Стесняюсь спросить: а работать выпускнику в этой жизни время найдется? Или нам инженеры не нужны? Или нужны, но не сейчас? А технологические прорывы мы будем делать исключительно в лабораториях потому, что апробировать на производстве их уже некому. И не надо мне про рыночную экономику рассказывать.

Некоторые прогрессивные университеты и научные центры России повторяют как мантру: «мы уже не СССР». А значит повторять советскую систему образования не будем. А я бы взяла лучшее. Вернула бы специалитет. Создала бы единые учебные планы с возможностью введения дисциплин по выбору вуза до 30% от общего числа зачетных единиц. Перенесла бы все практики на производство. Закрепила бы в показателях руководителей регионов показатели трудоустройства выпускников и количество договоров на целевое обучение. И, простите за недемократические мысли, вернула бы распределение с обязательной отработкой. Предвижу, что мои оппоненты скажут, что специалитет в других странах могут не признать. Знаете, у меня есть глубокая убежденность, что равняться на другие страны не стоит. Признают качественное образование. И, да, я – за специалитет, практически по всем специальностям, с правом работать после 3-его курса.

Государство тратит огромные деньги на обучение в магистратуре молодых людей ежегодно. А так ли это нужно? Если все дисциплины магистратуры можно вложить в пятый год специалитета? Если для поступления в магистратуру совершенно не обязательно иметь бакалаврский диплом в этой же области? Мы за 2 года магистратуры втолкнем в магистранта предыдущие годы бакалавриата? Нет, конечно. Тогда зачем это? Я не хочу, чтобы выпускник неизвестно какого бакалавриата с педагогическим образованием, полученным только в магистратуре, пришел учителем начальных классов или учителем-предметником в школу к моим детям, внукам. А вы? Может нужно посчитать расходы и доходы?

А как быть с тем, что размер стипендии не предполагает, что студент может на ней выжить? И детвора идет работать. Особенно, магистранты.

А компетенции тоже остаются? Вот сегодня рассказывают, что необходимо в педагогических вузах формировать исследовательские компетенции. Хорошо ведь. Правда, не совсем понятно, как это отразится на формировании навыков письма, чтения, счета у воспитанников. И что будет, если учитель будет искать доказательство аксиом (предположение, принимаемое без доказательства), а не давать базу дальше? И как быть педвузам, если в их основные образовательные программы каждый год заталкивают «совершенно необходимые дисциплины и модули» в ущерб базовым профессиональным курсам? Я хочу, чтобы мои выпускники любили свою специальность, чтобы после моих занятий они знали, умели и владели той интеллектуальной сокровищницей, в которую зашли вместе со мной. Я хочу учиться вместе с ними. Но это из области мотивации, а не области формирования компетенций. Мы работаем с людьми, а не программируем машины.

Анжелика Лучинкина,
Председатель Комиссии по вопросам образования и науки.

Поделиться в соцсетях:

Официальная группа Общественной палаты Республики Крым Вконтакте Официальная группа Общественной палаты Республики Крым Одноклассники Обратная связь
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс
ПОЛОЖЕНИЕ  ОБ УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО КОНКУРСА «НАРОД И АРМИЯ ЕДИНЫ!» Общественный мониторинг Психологическая консультация Государственная поддержка ННО
Мнения
Эмиль Сейдалиев о независимости Крыма от Турции после 1772 года Эмиль Сейдалиев о независимости Крыма от Турции после 1772 года
1 ноября отмечают 250 лет со дня (1772) подписания ханом Сахибом II Гераем и крымской 25-ой аристократией в Карасубазаре договора о союзе, объявившем независимость Крыма от Турции. Член Общественной палаты Крыма, историк Эмиль Сейдалиев высказал своё мнение по этому поводу.
Зампред ОП Крыма Ирина Мульд о военной журналистике в крымских вузах Зампред ОП Крыма Ирина Мульд о военной журналистике в крымских вузах
В московском вузе создают курс военной журналистики. Это необходимо, чтобы научить студентов профессионально освещать военные темы. По мнению зампреда ОП РК, шеф-редактора радио «Спутник в Крыму» Ирины Мульд, эту практику нужно применить и на журфаках Крымского полуострова.
Все мнения