Версия для слабовидящих

Мысли о высшем образовании.

16.08.2022

Не так давно один мой знакомый преподаватель прислал грустный смайлик с текстом: «Федеральные государственные стандарты опять будут менять». И я тоже взгрустнула. И даже не потому, что все учебные планы и рабочие программы нужно переделывать. А из-за обманутых ожиданий. Нет, я понимала, что легко не будет. Но так хотелось верить, что система образования России будет уникальной. А получается, что предложили и срок обучения на бакалавриате увеличить, и магистратуру оставить.

Стесняюсь спросить: а работать выпускнику в этой жизни время найдется? Или нам инженеры не нужны? Или нужны, но не сейчас? А технологические прорывы мы будем делать исключительно в лабораториях потому, что апробировать на производстве их уже некому. И не надо мне про рыночную экономику рассказывать.

Некоторые прогрессивные университеты и научные центры России повторяют как мантру: «мы уже не СССР». А значит повторять советскую систему образования не будем. А я бы взяла лучшее. Вернула бы специалитет. Создала бы единые учебные планы с возможностью введения дисциплин по выбору вуза до 30% от общего числа зачетных единиц. Перенесла бы все практики на производство. Закрепила бы в показателях руководителей регионов показатели трудоустройства выпускников и количество договоров на целевое обучение. И, простите за недемократические мысли, вернула бы распределение с обязательной отработкой. Предвижу, что мои оппоненты скажут, что специалитет в других странах могут не признать. Знаете, у меня есть глубокая убежденность, что равняться на другие страны не стоит. Признают качественное образование. И, да, я – за специалитет, практически по всем специальностям, с правом работать после 3-его курса.

Государство тратит огромные деньги на обучение в магистратуре молодых людей ежегодно. А так ли это нужно? Если все дисциплины магистратуры можно вложить в пятый год специалитета? Если для поступления в магистратуру совершенно не обязательно иметь бакалаврский диплом в этой же области? Мы за 2 года магистратуры втолкнем в магистранта предыдущие годы бакалавриата? Нет, конечно. Тогда зачем это? Я не хочу, чтобы выпускник неизвестно какого бакалавриата с педагогическим образованием, полученным только в магистратуре, пришел учителем начальных классов или учителем-предметником в школу к моим детям, внукам. А вы? Может нужно посчитать расходы и доходы?

А как быть с тем, что размер стипендии не предполагает, что студент может на ней выжить? И детвора идет работать. Особенно, магистранты.

А компетенции тоже остаются? Вот сегодня рассказывают, что необходимо в педагогических вузах формировать исследовательские компетенции. Хорошо ведь. Правда, не совсем понятно, как это отразится на формировании навыков письма, чтения, счета у воспитанников. И что будет, если учитель будет искать доказательство аксиом (предположение, принимаемое без доказательства), а не давать базу дальше? И как быть педвузам, если в их основные образовательные программы каждый год заталкивают «совершенно необходимые дисциплины и модули» в ущерб базовым профессиональным курсам? Я хочу, чтобы мои выпускники любили свою специальность, чтобы после моих занятий они знали, умели и владели той интеллектуальной сокровищницей, в которую зашли вместе со мной. Я хочу учиться вместе с ними. Но это из области мотивации, а не области формирования компетенций. Мы работаем с людьми, а не программируем машины.

Анжелика Лучинкина,
Председатель Комиссии по вопросам образования и науки.

Поделиться в соцсетях:

Обратная связь
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс
ГРАФИК ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН ЧЛЕНАМИ ОП РК Общественный мониторинг Ежегодный доклад Общественной палаты Республики Крым "О состоянии гражданского общества в Республике Крым в 2022 году" Психологическая консультация
Мнения
Эмиль Сейдалиев о знаковой для крымских татар дате Эмиль Сейдалиев о знаковой для крымских татар дате
Этот год во многом знаковый для Крыма. В этом году отметили 10-летие Крымской весны, была открыта Соборная мечеть, а сегодня, в День возрождения реабилитированных народов Крыма, отмечается 10-летие Указа Президента Российской Федерации «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития».
Ибраим Ширин о реабилитации крымских татар Ибраим Ширин о реабилитации крымских татар
Очень важную роль в судьбе крымских татар играют исторические процессы и события, а также принятые решения. Одним из таких решений является первый указ Президента РФ Владимира Владимировича Путина после возвращения Крыма домой. А именно: «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымскотатарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития»!
Все мнения