Изучив доклад ассоциации «Независимый общественный мониторинг» «Общественное наблюдение на выборах Президента России-2024: инструменты, инфраструктура, практики», все эксперты от Республики Крым выделили общественное наблюдение, как ключевое звено обеспечения прозрачности избирательного процесса.
Член Общественной палаты Крыма, эксперт НОМ в Республике Крым Инна Шишова:
Автоматизированная система по наблюдению за выборами — это живой продукт, при помощи которого мы организуем и проведём качественное наблюдение. Да, увеличится информационная нагрузка на все звенья в цепочке формирования корпуса общественных наблюдателей, но у нас есть главная общая цель, от которой зависит электоральная прозрачность и легитимность выборов.
Наблюдение за выборами — это важная задача, которая помогает обеспечить честность и прозрачность избирательного процесса. Мы, общественные деятели, готовы следить за каждым шагом, чтобы убедиться, что все проходит согласно закону и никакие нарушения не остаются незамеченными. Наша цель — соблюдение конституционных прав избирателей и обеспечение демократичности выборов. Вместе мы сделаем все возможное, чтобы голос каждого гражданина был учтён.
Первый проректор по международной деятельности и информационной политике Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, эксперт НОМ в Республике Крым Сергей Юрченко:
- В докладе содержатся основные выводы о готовности системы общественного наблюдения к предстоящим федеральным выборам, а также приводятся наиболее актуальные и эффективные практики мониторинга выборов в регионах России.
- Последовательно и аргументировано, с конкретными примерами, характеризуются система общественного наблюдения и контроля за выборами в Российской Федерации; вопросы правового регулирования общественного контроля на выборах; инструменты общественного контроля за выборами; различные формы участия в общественном наблюдении за выборами на основе регионального опыта.
- Несомненным является положение о том, что выборы Президента Российской Федерации, которые состоятся 15–17 марта 2024 года, являются ключевым событием в общественно-политической жизни страны, определяющим перспективы ее развития.
- Для соблюдения необходимых процедур общественного контроля, как обоснованно указывается в докладе, функционирует система общественного контроля на выборах в Российской Федерации, которая характеризуется широчайшим охватом: она действует на территории всей страны и является яркой иллюстрацией активности гражданского общества России, охватывая сотни общественных организаций, тысячи экспертов, сотни тысяч граждан, представляющих разные возрасты и социальные группы. При этом масштабность деятельности сочетается с взаимной согласованностью действий по всем уровням — от Общественной палаты РФ до наблюдателя на каждом избирательном участке. При проведении общественного контроля на выборах Президента России 2024 года во всех регионах России созданы штабы общественного наблюдения, координирующие действия общественных наблюдателей на территории субъекта РФ. В масштабах страны централизующую роль выполняет Координационный совет по общественному контролю за голосованием, созданный Общественной палатой РФ.
- Важным положением доклада является тезис о том, что общественный контроль — это непрерывный процесс, давно вышедший за рамки дней голосования. В фокусе постоянного мониторинга как на федеральном, так и на региональном уровне, находится весь период подготовки и проведения выборной кампании, деятельность избирательных комиссий, политических партий, кандидатов и других участников избирательного процесса. В оценке поступающей информации задействованы не только эксперты, представляющие общественные организации, но и профессиональные юристы, представители научного сообщества и СМИ. Заключение экспертов, находящихся непосредственно на месте событий, позволяет быстро, профессионально и обосновано реагировать на любые вызовы и угрозы.
- При этом общественный контроль на выборах Президента России осуществляют специалисты, обладающие высокой квалификацией. Она складывается из многолетней практики не только в наблюдении на выборах, но и профессиональной деятельности в юридической, политологической и других сферах. Для обеспечения должного уровня квалификации все общественные наблюдатели, которые будут направлены на избирательные участки, прошли необходимое обучение. Численность подготовленных общественных наблюдателей на выборах Президента Российской Федерации 15-17 марта 2024 года, приведенная в докладе, впечатляет - более 200 тысяч наблюдателей.
- Таким образом, можно согласиться с утверждением в докладе о том, что в Российской Федерации сформирована масштабная и эффективная система общественного наблюдения и контроля за выборами, не останавливающаяся в своем развитии. Уровень активности общественных наблюдателей и экспертов в регионах ежегодно растет, мониторинг проводится на всех этапах избирательных кампаний, а результаты работы позитивно воспринимаются гражданами. Президентская кампания 2024 года носит во многом рубежный характер, позволяет подводить итоги многолетней работы общественников, рассматривать различные формы и практики реализации электорального контроля как на федеральном уровне, так и на уровне регионов, активно участвующих в процедурах наблюдения за выборами.
- Активную роль в организации и осуществлении общественного контроля за проведением выборов играют Общественная палата Российской Федерации и Общественные палаты субъектов Российской Федерации, которые имеют право назначать наблюдателей на выборах Президента Российской Федерации. Общественные палаты субъектов Российской Федерации назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Решение о назначении наблюдателей принимает совет общественной палаты субъекта Российской Федерации или председатель общественной палаты субъекта Российской Федерации в соответствии с регламентом общественной палаты субъекта Российской Федерации.
- Общественное наблюдение и контроль за выборами в Российской Федерации является правовым и политическим гарантом прозрачности и законности выборов. Миссия наблюдателей состоит в обеспечении прав всех участников избирательного процесса. Текущая общественно-политическая ситуация возлагает на наблюдателей дополнительную ответственность, связанную с защитой электорального суверенитета страны, отражением информационных и иных атак на избирательный процесс.
Проректор Университета экономики и управления, эксперт НОМ в Республике Крым Владимир Узунов:
Доклад НОМ - это современная аналитическая информация, описывающая непрерывный процесс избирательного законодательства с реализацией на региональном, федеральном уровнях тех особенностей, которым обусловлены эти важные выборы для нашей страны в современных условиях.
Одним из важнейших элементов избирательной системы является избиратель, именно на него направлены усилия всех общественников, чтобы создать все условия для прозрачного подхода, в докладе НОК этому посвящены все ключевые заключения, основные необходимо еще раз подчеркнуть; сформировавшийся институт гражданского общества, действуя в рамках установленных правовых норм, используют не только инструменты общественного контроля, но и дополняет выработанными практиками на основании многолетней работы осуществления наблюдения за ходом голосования на избирательных участках, вне помещений для голосования, очное и дистанционное наблюдение за ДЭГ, а также возможности быстрого реагирования, позволяющих не только зафиксировать, но и определить правовой статус нарушения.
Доклад НОМ позволяет и даёт возможность широко оценить весь спектр возможностей избранным кандидатам на основе результатов голосования, которое проходило в точном и свободном волеизъявлении, быть уверенным, что результат, полученный на выборах это является гарантией осуществляемых представителей институтов гражданского общества и независимым контролем за соблюдением прав на выборах граждан РФ, а также заходом голосования, подсчётом голосов и объявление результатов.
Доклад НОМ является своевременным отражателем действительной и фактической ситуации реализации конституционных норм и прав граждан РФ, формируя самые современные технологичные и передовые инструменты в избирательной системе РФ.
Адвокат, эксперт НОМ в Республике Крым Тейфук Гафаров:
Внимательно изучив материалы доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» отвечая на вызовы времени: подготовка к выборам Президента Российской Федерации 2024, хотелось бы отметить следующее.
Российская Федерация являясь демократическим государством, во главу своего начала ставит прежде всего соблюдения прав и свобод граждан. Гарантии же избирательных прав закреплены в ст. 32 Конституции РФ, которая в ч.2 закрепляет право граждан избирать и быть избранными.
Анализируя доклад Ассоциации НОМ сложно не согласиться с выводами о том, что на данном этапе соблюдаются все требования для проведения прозрачных, легитимных и демократичных выборов. Федеральным законом от 14.03.2022 №60-ФЗ в Федеральный закон от 12.06.2022 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» введена статья 64.1, регламентирующая вопросы дистанционного электронного голосования. Применение дистанционного электронного голосования (ДЭГ) расширяет возможности граждан, делает процедуру проведения выборов удобной и, несмотря на недавнее внедрение такой способа учета голосов, практика его применения демонстрирует эффективность, безопасность учета и хранения данных, а также открытость и высокий уровень общественного контроля.
Внесение изменений в избирательное законодательство позволяет обеспечивать согласованность норм и их соответствие современным требованиям и реалиям без изменений основополагающих принципов и порядков избирательной системы.
Впервые закрепленный в Федеральном законе от 6 декабря 1994 года № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» институт наблюдения помогает поддерживать должный уровень проведения выборов, совершенствуя и корректирую процедуру назначения наблюдателей. Институт общественного контроля за выборами планомерно выстраивался и результатом его формирования стала единая платформа подготовки и делегирования общественных наблюдателей, а также выстроенная система экспертного и аналитического сопровождения деятельности данного института. Общественный контроль стал неотъемлемым элементом, демонстрирующим высокий уровень подготовки и организации. Многоуровневая система проверки с каждым разом все больше и больше повышает качество проведения выборов, пресекая всякие попытки нарушения в процедуре.
Также хотелось бы отметить, что модернизация и совершенствования процедуры проведения выборов возможна при активном обсуждении вопросов и проблемных аспектов. Благодаря существования Межрегиональных круглых столов «Общество и выборы» эксперты смогут выявлять, пресекать и устранять все недочеты в системе.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что избирательная система РФ прошла долгий путь становления, который позволил эффективно устранять недостатки. Как результат непрерывного совершенствования, сегодня мы получаем технически и организационно подготовленную систему избирательных комиссий, отвечающую главным требованиям – прозрачности, легитимности и безопасности всех участников выборов. Таким образом отсутствуют какие-либо препятствия для успешного проведения выборов Президента России, назначенных на 17 марта 2024 года.
Политолог, эксперт НОМ в Республике Крым Денис Батурин:
Избирательная система Российской Федерации усложняется с каждым избирательным циклом. Речь идет не об усложнении избирательных процедур для избирателя, а наоборот - система усложняется, а избиратель получает выбор, возможность выбрать для себя наиболее удобный способ голосования: голосование на дому, в регионе пребывания (не по месту регистрации), ДЭГ, голосование на избирательном участке. Кроме того, голосование на президентских выборах будет проходить в течение нескольких дней.
В этих условиях перед системой общественного наблюдения появляются новые задачи контроля обеспечения избирательных прав граждан и контроля прозрачности и законности избирательного процесса.
Легитимность проведения выборов является главной задачей и целью всех участников избирательного процесса, надо подчеркнуть - всех участников: кандидатов, ЦИК, членов участковых избирательных комиссий, наблюдателей, общественных наблюдателей, избирателей.
Система усложняется, и это делает ее прочнее. Прочность избирательной системы важна потому, что есть заинтересованные в ее дискредитации и даже разрушении. С недавнего времени, с начала СВО, эти силы затаились, ушли за рубеж. Это пятая колона. При этом, никуда не делись зарубежные недруги в лице коллективного Запада. Влиянию всех этих недружественных внутренних и внешних сил противостоит наше государство, общество, избирательная система в период избирательной кампании.
Здесь вновь подчеркнем важность системы общественного наблюдения, которая опирается на систему федеральной и региональных общественных палат. Такое взаимодействие формирует не только квалифицированную систему общественного контроля, но и повышает уровень гражданственности участников системы общественного наблюдения, количество которых растет от выборов к выборам. Наряду с органами власти партийными и другими политическими структурами, общественными институтами, общественными палатами, общественные наблюдатели как в период избирательных кампаний, так и в политическое межсезонья несут основы политической и гражданской культуры в обществе, становясь значимым участниками формирования в нашей стране квалифицированного гражданского общества.