Версия для слабовидящих

Как защитить финансовые активы Крыма при госзакупках?

19.08.2015

23 июня 2015 года в Кремле на пленарном заседании Общественной палаты Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин дал высокую оценку деятельности членов Общественной палаты РФ.

«В Общественной палате, - отметил он, - во главе угла всегда были и остаются интересы общества, граждан страны… Такое деятельное участие – свидетельство вашего неравнодушного отношения к людям и в целом  к жизни общества». Эта оценка в полной мере относится и к членам Общественной палаты Республики Крым.

В последнее время в российском Крыму все чаще возникает необходимость быстро решить вопросы, связанные с госзакупкой товаров или услуг. А это, в свою очередь, приводит к обстоятельствам, которыми пользуются некоторые недобросовестные поставщики, а порою и мошенники.

Так произошло при поставках в Крым мраморных плит для строительства мемориального комплекса на территории бывшего совхоза «Красный». Из-за недобросовестности поставщика республика не получила не только мрамор, но и ей до сих пор не возвращены оплаченные за товар денежные средства в сумме 10 млн рублей. Или последний случай, когда в Джанкойском районе недобросовестный исполнитель, получив денежные средства на ремонт 30 школ, исчез в неизвестном направлении.

Закономерно возникает вопрос: «Как защитить финансовые активы Республики Крым от недобросовестных исполнителей и мошенников?». К сожалению, при проведении конкурсов по осуществлению государственных и муниципальных закупок, а затем при заключении договоров на поставку товаров и оказание услуг, заказчики не в полной мере используют все правовые возможности для предотвращения негативных последствий при совершении подобных сделок.

Повседневная практика свидетельствует о том, что недобросовестными исполнителями, как правило, являются фирмы «однодневки», а также предприятия, у которых минимальный уставный капитал, а на их балансе отсутствуют какие-либо основные средства. Это первые признаки таких несостоятельных юридических лиц. При этих обстоятельствах, если предприятие-исполнитель не обладает достаточным количеством собственных активов, то в случае нарушения им договорных обязательств, даже по суду, заказчик не сможет компенсировать понесенные им убытки.

Вот почему при проведении конкурса по государственной закупке товаров и услуг необходимо ставить условие, чтобы исполнитель имел на балансе собственные активы в объемах, за счет которых заказчик может покрыть убытки от нарушения обязательств, взятых исполнителем. Но и это не гарантирует государственным и муниципальным организациям возврат денежных средств и компенсацию затрат при невыполнении обязательств со стороны исполнителя.

Самой надежной правовой гарантией является страхование. При заключении договора поставки следует руководствоваться положениями ст. 490 Гражданского кодекса РФ, согласно которой: «Договором купли-продажи может быть предусмотрена обязанность продавца или покупателя страховать товар. В случае, когда сторона обязана страховать товар не осуществляется страхование в соответствии с условиями договора, другая сторона вправе застраховать товар и потребовать от обязанной стороны возмещения расходов на страхование либо отказаться от исполнения договора».

Таким образом, при подготовке условий закупок для государственных и муниципальных нужд в них необходимо как обязательное условие включать обязанность исполнителя застраховать товар в пользу заказчика. Такой правовой подход гарантирует защиту от недобросовестных исполнителей, а в случае неисполнения ими своих обязанностей, страховая фирма возместит заказчику денежные средства за непоставленный, но оплаченный товар.

При совершении многомиллионных сделок с юридическими лицами, учредителями которых являются иностранные предприятия, целесообразно предварительно обратиться в Федеральную службу безопасности, которая в соответствии со ст.ст. 10 и 12 ФЗ                         «О Федеральной службе безопасности» поможет Вам выяснить надежность и добросовестность поставщика товаров или услуг, с которым Вы намерены заключить договор.

Кроме вышеприведенных мер, государственные и муниципальные организации могут воспользоваться возможностями Торгово-промышленной палаты Крыма, которая поможет им выявить наличие деловой репутации юридических лиц, с которыми они намерены осуществлять сделки.

Таким образом, только применяя комплекс правовых и информационно-справочных мер, мы можем предотвратить неисполнение обязательств со стороны недобросовестных исполнителей и мошенников, и тем самым защитить финансовые активы Республики Крым.

 

А.А. Сибилев,
заместитель Председателя Общественной палаты Республики Крым 

Поделиться в соцсетях:

Обратная связь
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс
ГРАФИК ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН ЧЛЕНАМИ ОП РК Общественный мониторинг Ежегодный доклад Общественной палаты Республики Крым "О состоянии гражданского общества в Республике Крым в 2022 году" Психологическая консультация
Мнения
Эмиль Сейдалиев о знаковой для крымских татар дате Эмиль Сейдалиев о знаковой для крымских татар дате
Этот год во многом знаковый для Крыма. В этом году отметили 10-летие Крымской весны, была открыта Соборная мечеть, а сегодня, в День возрождения реабилитированных народов Крыма, отмечается 10-летие Указа Президента Российской Федерации «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития».
Ибраим Ширин о реабилитации крымских татар Ибраим Ширин о реабилитации крымских татар
Очень важную роль в судьбе крымских татар играют исторические процессы и события, а также принятые решения. Одним из таких решений является первый указ Президента РФ Владимира Владимировича Путина после возвращения Крыма домой. А именно: «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымскотатарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития»!
Все мнения