23 июня 2015 года в Кремле на пленарном заседании Общественной палаты Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин дал высокую оценку деятельности членов Общественной палаты РФ.
«В Общественной палате, - отметил он, - во главе угла всегда были и остаются интересы общества, граждан страны… Такое деятельное участие – свидетельство вашего неравнодушного отношения к людям и в целом к жизни общества». Эта оценка в полной мере относится и к членам Общественной палаты Республики Крым.
В последнее время в российском Крыму все чаще возникает необходимость быстро решить вопросы, связанные с госзакупкой товаров или услуг. А это, в свою очередь, приводит к обстоятельствам, которыми пользуются некоторые недобросовестные поставщики, а порою и мошенники.
Так произошло при поставках в Крым мраморных плит для строительства мемориального комплекса на территории бывшего совхоза «Красный». Из-за недобросовестности поставщика республика не получила не только мрамор, но и ей до сих пор не возвращены оплаченные за товар денежные средства в сумме 10 млн рублей. Или последний случай, когда в Джанкойском районе недобросовестный исполнитель, получив денежные средства на ремонт 30 школ, исчез в неизвестном направлении.
Закономерно возникает вопрос: «Как защитить финансовые активы Республики Крым от недобросовестных исполнителей и мошенников?». К сожалению, при проведении конкурсов по осуществлению государственных и муниципальных закупок, а затем при заключении договоров на поставку товаров и оказание услуг, заказчики не в полной мере используют все правовые возможности для предотвращения негативных последствий при совершении подобных сделок.
Повседневная практика свидетельствует о том, что недобросовестными исполнителями, как правило, являются фирмы «однодневки», а также предприятия, у которых минимальный уставный капитал, а на их балансе отсутствуют какие-либо основные средства. Это первые признаки таких несостоятельных юридических лиц. При этих обстоятельствах, если предприятие-исполнитель не обладает достаточным количеством собственных активов, то в случае нарушения им договорных обязательств, даже по суду, заказчик не сможет компенсировать понесенные им убытки.
Вот почему при проведении конкурса по государственной закупке товаров и услуг необходимо ставить условие, чтобы исполнитель имел на балансе собственные активы в объемах, за счет которых заказчик может покрыть убытки от нарушения обязательств, взятых исполнителем. Но и это не гарантирует государственным и муниципальным организациям возврат денежных средств и компенсацию затрат при невыполнении обязательств со стороны исполнителя.
Самой надежной правовой гарантией является страхование. При заключении договора поставки следует руководствоваться положениями ст. 490 Гражданского кодекса РФ, согласно которой: «Договором купли-продажи может быть предусмотрена обязанность продавца или покупателя страховать товар. В случае, когда сторона обязана страховать товар не осуществляется страхование в соответствии с условиями договора, другая сторона вправе застраховать товар и потребовать от обязанной стороны возмещения расходов на страхование либо отказаться от исполнения договора».
Таким образом, при подготовке условий закупок для государственных и муниципальных нужд в них необходимо как обязательное условие включать обязанность исполнителя застраховать товар в пользу заказчика. Такой правовой подход гарантирует защиту от недобросовестных исполнителей, а в случае неисполнения ими своих обязанностей, страховая фирма возместит заказчику денежные средства за непоставленный, но оплаченный товар.
При совершении многомиллионных сделок с юридическими лицами, учредителями которых являются иностранные предприятия, целесообразно предварительно обратиться в Федеральную службу безопасности, которая в соответствии со ст.ст. 10 и 12 ФЗ «О Федеральной службе безопасности» поможет Вам выяснить надежность и добросовестность поставщика товаров или услуг, с которым Вы намерены заключить договор.
Кроме вышеприведенных мер, государственные и муниципальные организации могут воспользоваться возможностями Торгово-промышленной палаты Крыма, которая поможет им выявить наличие деловой репутации юридических лиц, с которыми они намерены осуществлять сделки.
Таким образом, только применяя комплекс правовых и информационно-справочных мер, мы можем предотвратить неисполнение обязательств со стороны недобросовестных исполнителей и мошенников, и тем самым защитить финансовые активы Республики Крым.
А.А. Сибилев,
заместитель Председателя Общественной палаты Республики Крым