Версия для слабовидящих

Как защитить финансовые активы Крыма при госзакупках?

19.08.2015

23 июня 2015 года в Кремле на пленарном заседании Общественной палаты Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин дал высокую оценку деятельности членов Общественной палаты РФ.

«В Общественной палате, - отметил он, - во главе угла всегда были и остаются интересы общества, граждан страны… Такое деятельное участие – свидетельство вашего неравнодушного отношения к людям и в целом  к жизни общества». Эта оценка в полной мере относится и к членам Общественной палаты Республики Крым.

В последнее время в российском Крыму все чаще возникает необходимость быстро решить вопросы, связанные с госзакупкой товаров или услуг. А это, в свою очередь, приводит к обстоятельствам, которыми пользуются некоторые недобросовестные поставщики, а порою и мошенники.

Так произошло при поставках в Крым мраморных плит для строительства мемориального комплекса на территории бывшего совхоза «Красный». Из-за недобросовестности поставщика республика не получила не только мрамор, но и ей до сих пор не возвращены оплаченные за товар денежные средства в сумме 10 млн рублей. Или последний случай, когда в Джанкойском районе недобросовестный исполнитель, получив денежные средства на ремонт 30 школ, исчез в неизвестном направлении.

Закономерно возникает вопрос: «Как защитить финансовые активы Республики Крым от недобросовестных исполнителей и мошенников?». К сожалению, при проведении конкурсов по осуществлению государственных и муниципальных закупок, а затем при заключении договоров на поставку товаров и оказание услуг, заказчики не в полной мере используют все правовые возможности для предотвращения негативных последствий при совершении подобных сделок.

Повседневная практика свидетельствует о том, что недобросовестными исполнителями, как правило, являются фирмы «однодневки», а также предприятия, у которых минимальный уставный капитал, а на их балансе отсутствуют какие-либо основные средства. Это первые признаки таких несостоятельных юридических лиц. При этих обстоятельствах, если предприятие-исполнитель не обладает достаточным количеством собственных активов, то в случае нарушения им договорных обязательств, даже по суду, заказчик не сможет компенсировать понесенные им убытки.

Вот почему при проведении конкурса по государственной закупке товаров и услуг необходимо ставить условие, чтобы исполнитель имел на балансе собственные активы в объемах, за счет которых заказчик может покрыть убытки от нарушения обязательств, взятых исполнителем. Но и это не гарантирует государственным и муниципальным организациям возврат денежных средств и компенсацию затрат при невыполнении обязательств со стороны исполнителя.

Самой надежной правовой гарантией является страхование. При заключении договора поставки следует руководствоваться положениями ст. 490 Гражданского кодекса РФ, согласно которой: «Договором купли-продажи может быть предусмотрена обязанность продавца или покупателя страховать товар. В случае, когда сторона обязана страховать товар не осуществляется страхование в соответствии с условиями договора, другая сторона вправе застраховать товар и потребовать от обязанной стороны возмещения расходов на страхование либо отказаться от исполнения договора».

Таким образом, при подготовке условий закупок для государственных и муниципальных нужд в них необходимо как обязательное условие включать обязанность исполнителя застраховать товар в пользу заказчика. Такой правовой подход гарантирует защиту от недобросовестных исполнителей, а в случае неисполнения ими своих обязанностей, страховая фирма возместит заказчику денежные средства за непоставленный, но оплаченный товар.

При совершении многомиллионных сделок с юридическими лицами, учредителями которых являются иностранные предприятия, целесообразно предварительно обратиться в Федеральную службу безопасности, которая в соответствии со ст.ст. 10 и 12 ФЗ                         «О Федеральной службе безопасности» поможет Вам выяснить надежность и добросовестность поставщика товаров или услуг, с которым Вы намерены заключить договор.

Кроме вышеприведенных мер, государственные и муниципальные организации могут воспользоваться возможностями Торгово-промышленной палаты Крыма, которая поможет им выявить наличие деловой репутации юридических лиц, с которыми они намерены осуществлять сделки.

Таким образом, только применяя комплекс правовых и информационно-справочных мер, мы можем предотвратить неисполнение обязательств со стороны недобросовестных исполнителей и мошенников, и тем самым защитить финансовые активы Республики Крым.

 

А.А. Сибилев,
заместитель Председателя Общественной палаты Республики Крым 

Поделиться в соцсетях:

Официальная группа Общественной палаты Республики Крым Вконтакте Официальная группа Общественной палаты Республики Крым Одноклассники Обратная связь
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс
ПОЛОЖЕНИЕ  ОБ УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО КОНКУРСА «НАРОД И АРМИЯ ЕДИНЫ!» Общественный мониторинг Психологическая консультация Государственная поддержка ННО
Мнения
Эмиль Сейдалиев о независимости Крыма от Турции после 1772 года Эмиль Сейдалиев о независимости Крыма от Турции после 1772 года
1 ноября отмечают 250 лет со дня (1772) подписания ханом Сахибом II Гераем и крымской 25-ой аристократией в Карасубазаре договора о союзе, объявившем независимость Крыма от Турции. Член Общественной палаты Крыма, историк Эмиль Сейдалиев высказал своё мнение по этому поводу.
Зампред ОП Крыма Ирина Мульд о военной журналистике в крымских вузах Зампред ОП Крыма Ирина Мульд о военной журналистике в крымских вузах
В московском вузе создают курс военной журналистики. Это необходимо, чтобы научить студентов профессионально освещать военные темы. По мнению зампреда ОП РК, шеф-редактора радио «Спутник в Крыму» Ирины Мульд, эту практику нужно применить и на журфаках Крымского полуострова.
Все мнения