Нет в нашей стране семьи такой, которой бы не коснулись вопросы образования. И у каждого, в зависимости от времени получения среднего образования, свой опыт и мысли на тему «правильности» школы.
Мы, в Крыму, ощутили на себе, своих детях и близких все «прелести» ломки советской модели и перехода на украинскую «самостийную» форму образования.
Некоторые хорошо помнят «украинского» князя Владимира, который крестил «Русь-Украину». В учебниках детям раскрывались «тайны» украинско-трипольской самой древней мировой культуры. Много чего слышали в 90-е и «нулевые» про так называемое «народно-освободительное» движение Степана Бандеры и его товарищей вместе с нацистскими оккупантами, а также про русских, которые устроили голодомор на Украине.
Конечно, теперь, когда мы выросли, прочитали много книг, ознакомились с архивными материалами, послушали авторитетных исследователей, мы понимаем, что учебники истории, географии, литературы в тот период содержали в основном пропаганду и служили инструментом оболванивания детей и молодежи.
Сейчас, когда мы вернулись на Родину в Россию, мы увидели, что и в современной российской школе много того, что является пережитком «святых» девяностых и отражением грантоедского характера развития науки.
Учебники современной российской школы далеки от совершенства – это вам скажет любой учитель. Много неточностей, сомнительные формулировки, громоздкие конструкции материала, акценты расставлены в тех местах, которые не дают ребенку сформировать целостную картину мира и определить роль своей страны и свое собственное место в мироустройстве.
И, конечно, такое положение дел в системе образования, особенно в свете сложных геополитических перемен, специальной военной операции, тысяч санкций и общей мировой нестабильности, не может устраивать общество и государство.
В последние несколько лет в России появилась новая, обнадёживающая тенденция – мы начали строить суверенную национальную модель образования.
Первой «ласточкой» этого стала информация, что в высшем образовании мы уходим от болонской модели и прекращаем готовит бакалавров. В среднем образовании с прошлого года появился интересный и содержательный учебник по истории нашего Отечества. Создана наконец-то единая детско-юношеская общественная организация, объединяющая всех школьников нашей страны – «Движение Первых». В школах перестали стесняться и каждый понедельник проводят церемонию подъема государственного флага с исполнением гимна страны. Многие, в том числе и учителя, не понимали вначале, что за зверь такой – «Разговоры о важном», однако теперь все понимают, какой большой вклад дает этот внеурочный курс в воспитание детей.
В этом году нас ждут дальнейшие преобразования.
Намечен вектор на формирование единого стиля в одежде для всех школ страны. Роспотребнадзор составляет новый ГОСТ школьной формы. Хорошо ли это? Однозначно, да, ведь благодаря стандарту производители одежды для детей должны будут делать ее качественной, удобной и безопасной, а родители перестанут ломать голову над тем, во что одеть ребенка.
Не прошли незамеченными для системы образования изменения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Теперь учитель на законодательном уровне обладает правами защиты достоинства.
Дальше больше. Закончилась эпоха гаджетомании. Теперь использовать личный смартфон в школе можно только для экстренной связи с родителями.
Но это лишь внешняя сторона перехода к образованию «здорового человека».
Перемены охватили и предметные области.
Так, в школу вернулся старый-добрый «труд», в котором при этом раскрыты новейшие тенденции развития технологии – робототехника, графика и моделирование. А из любимого нами - возвращено столярное дело и черчение для мальчишек и кройка с шитьем для девчонок.
ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) теперь это не только про то, как не совать пальцы в розетку. Курс переименован и теперь называется «Основы безопасности и защита Родины». В предмет вошли модули по начальной военной подготовке, а в перспективе практикумы по тактической, медицинской и огневой подготовке. Парень должен иметь представление о том, как защитить себя, свою мать и жену, а также свое Отечество.
Перемены ждут и физкультуру. В учебную программу могут быть внесены модули по изучению видов спорта. Среди них дзюдо, чир-спорт, спортивные танцы и многое другое. Конечно, все новое можно развивать только при наличии кадров и материального оснащения. Но современная жизнь показывает, что маттехобеспечение сейчас идет достаточно динамично благодаря национальному проекту «Образование». В школах появляется спортивный инвентарь, реконструируются спортивные сооружения и спортзалы. Осталось дело за молодыми кадрами, которые сейчас учатся на факультетах физического воспитания и должны прийти в школы.
Много мы говорим и о новом курсе «Семьеведение», который, вероятно, войдет составной частью плана внеурочной деятельности. Благодаря этому курсу дети получат знания об устроении семьи, взаимоотношениях мужчины и женщины, осмыслят великую ценность материнства.
Это все наступающий учебный год, но изменения ждут школу и в будущем 2025 году.
В частности, трансформацию получит курс «Обществознания». Часы, ушедшие из данного курса, появятся в курсе Истории, в модуле «История родного края».
А еще появится новый, составленный признанными авторитетами исторической науки и апробированный в школьной среде, учебник по истории для 5-9 классов.
Да, таких стремительных системных изменений в нашей школе не было давно. Наверное, они сравнимы с реформами, которые проводились на заре строительства Советского Союза.
Советник Председателя Общественной палаты Республики Крым
Евгений Костылев