Версия для слабовидящих

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Общественной палаты Республики Крым по результатам общественной экспертизы проекта Закона Республики Крым «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О содержании и защите от жестокого обращения домашних животных и мерах по обеспечению безоп

07.02.2020

Общественной палатой Республики Крым проведена общественная экспертиза проекта Закона Республики Крым «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О содержании и защите от жестокого обращения домашних животных и мерах по обеспечению безопасности в Республике Крым» № 221/30-10 (далее – Законопроект).

Заключение подготовлено по результатам обсуждения законопроекта с учетом поступивших мнений, предложений и рекомендаций членов Общественной палаты.

Законопроект внесен в Государственный Совет Республики Крым депутатами Государственного Совета Республики Крым  С. Трофимовым и   Г. Шаповаловым.

Участники общественной экспертизы отметили, что необходимость внесения изменений в Закон обусловлена в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2018 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 498-ФЗ (далее – Закон № 498 – ФЗ).

При проведении общественной экспертизы представленного Законопроекта было отмечено, что в течение последних 3 лет на территории Республики Крым действует Закон Республики Крым N 260-ЗРК /2016 «О содержании и защите от жестокого обращения домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Республике Крым» (далее – Закон № 260/2016). Реализацию указанного Закона также обеспечивал ряд постановлений Совета Министров Республики Крым, которыми устанавливался механизм реализации норм о содержании безнадзорных животных в приютах, порядок их регистрации на территории Республики Крым, порядок разведения домашних животных и порядок выделения субвенций муниципальным образованиям на реализацию мероприятий, связанных с отловом, содержанием и стерилизацией безнадзорных животных.      

Следует отметить, что информация о результатах реализации             ЗРК № 260/2016, которая регулярно предоставлялась Государственным комитетом ветеринарии РК, свидетельствовала о снижении количества обращений граждан на тему безнадзорных животных, достаточно успешно проходило освоение денежных средств, выделенных муниципальным образованиям, увеличилось количество стерилизованных безнадзорных животных, и одновременно снизилось количество животных на улицах республики.  

В ходе проведения предварительной работы по изучению Закона         № 498-ФЗ Общественной палатой предпринимался ряд мер, направленных на урегулирование тех проблем, которые были очевидны для Крыма. Неоднократно членами Общественной палаты проблемные вопросы применения Федерального законодательства и предстоящего внесения изменений в законодательство Республики Крым были озвучены на заседаниях межведомственной рабочей группы по вопросам обеспечения единого правового пространства при прокуратуре Республики Крым.

Общественная палата обращалась к депутатам Государственной думы Российской Федерации от Республики Крым с предложением по совершенствованию указанного выше Федерального закона с учетом практического опыта Республики Крым. О последствиях, которые возникнут в результате внесения изменений в субъектовое законодательство,  Председатель Общественной палаты РК Г. Иоффе докладывал Главе Республики Крым, найдя в его лице полную поддержку.

 

Изучив вступивший в законную силу Закон 498-ФЗ, были сделаны следующие выводы.  

В Республике Крым действуют нормы закона, не предусмотренные принятым Законом №489-ФЗ, а поэтому могут быть признанными утратившими свою законную силу. В результате это негативно отразится на ситуации в регионе в целом. Такими нормами являются нормы, связанные с отменой регистрации животных в Крыму, фактической отменой умерщвления (эвтаназии) гуманными методами безнадзорных животных. Кроме того, на сегодняшний день приняты положения, которые по состоянию на 01.01.2020 года являются для Республики Крым не выполнимыми.  

Именно на этих положениях акцентировано внимание Общественной палаты при рассмотрении представленного Законопроекта.

Закон № 498-ФЗ предполагает, что все отловленные животные доставляются в приюты, где они после проведения ряда процедур, в том числе и ветеринарных, содержатся до окончания жизни. Кроме того,  проведение эвтаназии животных предполагается также исключительно в приютах.

В соответствии с ч.11 ст.16 животных, содержащихся в приютах для животных, умерщвлять запрещено, за исключением случаев необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного, и соответствующая процедура должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть.

При этом иных мест для проведения эвтаназии, Федеральный закон не предполагает.

Известно, что на сегодняшний день в Республике Крым отсутствуют приюты.  Отлов, стерилизацию и маркировку животных осуществляют НКО на основании муниципальных контрактов, а строительство единственного приюта в городе Симферополе находится на второй стадии строительства, которая в настоящее время законсервирована. Похожая ситуация и в других муниципальных образованиях республики – приюты отсутствуют.

Фактически принятый закон становится для его субъектов не выполнимым, особенно в материальной его части: отлов, содержание, стерилизация, передержка стерилизованных животных, эвтаназия нежизнеспособных животных – это все невыполнимые мероприятия. 

Кроме того, ч.5 статьи 18 Закона № 498-ФЗ, вступившая в законную силу с 01.01.2020, устанавливает, что содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается.

  Статьей 2 Законопроекта РК предлагается вступление в силу отдельных его положений с 01.01.2022 года. Как указано в пояснительной записке предлагается отлагательное действие норм о помещении отловленных животных исключительно в приюты, а также положений, регулирующих проведение в приютах эвтаназии животных, их стерилизации, вакцинации, мечения и иных профилактических мероприятий.

Принимая во внимание сложившиеся в Крыму обстоятельства, Общественная палата поддерживает данное предложение.

Считаем, что введение отлагательного действия отдельных статьей (пунктов)  это единственный верный путь,

 а)     направленный на фактическое выполнение целей и задач, поставленных законодательством об обращении с животными (до 31.12.2021 года действуют нормы ЗРК № 260/2016 в действующей редакции и подзаконных актов РК к нему. Действует проверенная временем результативная система);

б)      позволяющий после введения в эксплуатацию приютов, соблюдать и выполнять букву закона (что на сегодняшний день не возможно).

         Таким образом, Общественная палата Республики Крым в целом поддерживает принятие Закона Республики Крым «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О содержании и защите от жестокого обращения домашних животных и мерах по обеспечению безопасности в Республике Крым» № 221/30-10, поскольку эти действия направлены на обязанность субъектов Российской Федерации приводить свое законодательство в соответствие с федеральным.

При этом, Общественная палата выражает свою позицию в отношении отдельных положений принятого Федерального закона, которые могут привести к негативным последствиям в результате внесения изменений в ЗРК № 260/2016 в настоящее время.

Обратная связь
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс
ГРАФИК ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН ЧЛЕНАМИ ОП РК Общественный мониторинг Ежегодный доклад Общественной палаты Республики Крым "О состоянии гражданского общества в Республике Крым в 2022 году" Психологическая консультация
Мнения
Ольга Безугловец о проблемах ГТО Ольга Безугловец о проблемах ГТО
В 2024 году Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» исполнилось 10 лет со дня его возрождения. С 2014 года ОП РФ проводит ежегодный всероссийский общественный мониторинг по сбору предложений, направленных на совершенствование повсеместной реализации комплекса ГТО в субъектах РФ.
Все мнения