ЗАКЛЮЧЕНИЕ рабочей группы Общественной палаты Республики Крым по общественной экспертизе проекта Социального кодекса Республики Крым

22.07.2020

Рабочей группой Общественной палаты Республики Крым (далее – Общественная палата), в состав которой вошли действующие члены Общественной палаты и представители экспертного сообщества был рассмотрен проект закона Республики Крым «Социальный кодекс Республики Крым», представленный Министерством труда и социальной защиты Республики Крым для проведения «нулевого чтения». 

Юридический анализ проекта Социального кодекса Республики Крым (далее по тексту –  Кодекс)  позволяет сделать следующие выводы.

  1. Данный законопроект представляет собой по существу не кодификацию, а акт консолидации ряда действующих законов Республики Крым в сфере социальной поддержки населения Республики Крым и оказания социальной государственной помощи, обеспечивающий их обозримость и доступность для правоприменения и правореализации. Это объясняется тем, что кодификация представляет собой содержательную переработку действующих нормативных правовых предписаний, а консолидация – их объединение (без изменения содержания) в новом едином, укрупненном акте.
  2. Вместе с тем отдельные положения Кодекса нуждаются в определенных изменениях и дополнениях.

2.1. В статью 2 Кодекса «Основные понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе» необходимо включить все определения понятий, содержащихся в иных статьях, в частности 37, 39, 45, 48, 112, 123 и исключить их из соответствующих статей.

2.2. Исключить из ряда статей Кодекса (часть 4 статьи 33, часть 11 статьи 41, часть 12 статьи 46, часть 3 статьи 122) дублирующие статью 4 законопроекта положения о финансовом обеспечении расходных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки, социальной помощи.

Так, например, предписание «Плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на выплату … не взимается» повторяется ещё в четырех статьях.

2.3. Исключить из ряда статей Кодекса (часть 1 статьи 12, часть 1 статьи 21, часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 33 и других) дублирующие (одинаковые) по смыслу статьи 5 законопроекта положения о действии отдельны глав кодекса по кругу лиц.

2.4. Дополнить главу 1 Кодекса (после статьи 5) и предусмотреть в виде отдельной статьи перечень органов и учреждений, уполномоченных рассматривать заявления лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальную помощь, а также уполномоченных принимать решение по соответствующим заявлениям.

2.5. Дополнить главу 1 Кодекса (после статьи 6) и предусмотреть в виде отдельной статьи общие основания для назначения и отказа в назначении мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи.

Также в предлагаемой статье предусмотреть сроки рассмотрения заявлений лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальную помощь, и принятия решений по соответствующим заявлениям.

2.6. Изложить название Главы 2 Кодекса в следующей редакции: «Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения».

Статью 8 Кодекса (о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями) перенести из Главы 1 в Главу 2 после статьи 11.

2.7. Объединить главу 3 и главу 4 с сохранением названия Главы 3 в связи с непонятностью критерия разграничения категорий лиц, указанных в главах 3-й и 4-й Кодекса и отсутствием логии дифференциации субъектного состава этих глав. Тем более, что название главы 4 является отсылочным, что противоречит правилам юридической техники.

Включить содержание статьи 22 в статью 13 Кодекса.

2.8. Исключить из статьи 41 Кодекса (абзац 2 части 4 часть, абзац 3 части 5, абзац 2 части 9) положения об особенностях выплат в 2020 году, в виду того, что Кодекс вступает в действие с 01.01.2021 г., поэтому он не может регулировать отношения, которые исчерпают себя в 2020 г.

2.9. С точки зрения правил юридической техники заголовки глав и статей должны быть краткими, лаконичными. В тоже время Кодекс содержит чрезмерно большие по текстуальному выражению заголовки глав и статей, которые следует изменить на более сжатые по объему формулировки.

Например, заголовок главы 12: «Меры социальной поддержки (дополнительные меры социальной поддержки) отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым, в случае, если такие меры социальной поддержки отсутствовали в законодательстве Российской Федерации на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым или их величина превышала установленный в Российской Федерации уровень мер социальной поддержки».

Например, заголовок статьи 61: «Меры социальной поддержки совершеннолетних узников концентрационных лагерей, гетто и других мест принудительного содержания в период Великой Отечественной войны и Второй мировой войны, которые были насильственно вывезены на принудительные работы на территорию Германии или ее союзников, находящихся в состоянии войны с бывшим Союзом ССР, или на территории оккупированных Германией других государств, детей партизан, подпольщиков, других участников борьбы с национал-социалистическим режимом в тылу врага, которые в связи с патриотической деятельностью их родителей были подвергнуты репрессиям, физическим расправам, гонениям, жен (мужей) умерших жертв нацистских преследований, признанных при жизни инвалидами от общего заболевания, трудового увечья и других причин, не вступивших в повторный брак, граждан из числа бывших несовершеннолетних узников фашизма, которым на момент нахождения в концлагерях, гетто, других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, было от 14 до 18 лет (кроме признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин)».

Аналогичные несоразмерные заголовки имеются в статьях  63, 70, 90, 92, 95 и других.

2.10. В проекте Кодекса имеются ссылки на несуществующие статьи. Так, например, в статье 132 имеется ссылка на пункт 2 статьи 142 настоящей главы, не смотря на то, что данная глава заканчивается на 133 статье, а сам Кодекс имеет всего лишь 136 статей.

Другим примером является статья 126 Кодекса, которая отсылает к пункту 2статьи 136 Кодекса, но статья 136 не имеет никаких пунктов и не предусматривает по своему содержанию указание на каких-либо субъектов, на которых делается ссылка.

Аналогичные недостоверные ссылки имеются также в статьях 123, 127, 132 Кодекса.

Пояснительное предписание к Разделу 3 определяет, что «меры социальной поддержки семей, имеющих детей, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, предусмотрены статьёй 115 главы 12 настоящего Кодекса». При этом статья 115 не включена в главу 12 и называется «Порядок определения среднедушевого дохода и величины прожиточного минимума получателей государственной социальной помощи».

2.11. Глава 13 по своему содержанию имеет общий характер, поэтому общие положения о социальной помощи исходя из структуры Кодекса должны быть включены в Раздел 1 «Общие положения», в Главу 1.

2.12. Часть 3 статьи 112 Кодекса предусматривает, что «порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия, а также перечень необходимых документов для назначения указанного пособия устанавливаются Советом министров Республики Крым». В тоже время статья 116 Кодекса называется «Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи», что свидетельствуют об установлении соответствующего порядка Государственным советом Республики Крым в самом Кодексе. Это обуславливает несогласованность между указанными статьями и может привести к дублирующим предписаниям в подзаконных нормативных правовых актах и/или нормативно-правовым коллизиям.

2.13. Некоторые предусмотренные Кодексом меры социальной поддержки, дополнительные меры социальной поддержки содержат закрепленные в самом Кодексе процедуры и перечни документов, необходимых для их назначения, а для иных таких процедур и перечней документов не имеется, что можно расценивать как нормативно-правовой пробел, либо непоследовательность субъекта законодательной инициативы, отсутствие единого подхода к структуре предлагаемого Кодекса.

  1. Отложить представление проекта Социального кодекса Республики Крым на рассмотрение Государственного совета Республики Крым в связи с принятием поправок в Конституцию Российской Федерации и необходимостью внесения изменений и дополнений в соответствующие действующие федеральные нормативные правовые акты, а также социальные законы Республики Крым.
  2. Следует обратить внимание, что кодификация имеет такие задачи как, во-первых, совершенствование нормативно-правовых предписаний, имеющих общий предмет правового регулирования; во-вторых, исключение нормативно-правовых коллизий и пробелов; в-третьих, исключение устаревших и дублирующих нормативно-правовых предписаний.

В настоящее время предлагаемый для рассмотрения Кодекс не решает вышеуказанных задач. 

Интернет-приемная
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс

Открыта «горячая линия» Мониторинговой группы по контролю за соблюдением прав  человека нынешней властью Украины по отношению к гражданам  Российской Федерации, проживающим в Крыму

Государственная поддержка ННО
Мнения
Во благо народа России… Во благо народа России…
Александр СИБИЛЕВ
Послание Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 15 января 2020 года имеет большое историческое, политическое и социальное значение для нашей страны. 
И вновь о «сне разума» И вновь о «сне разума»
Александр РУДЯКОВ.
Недавно заходил на сайт Общественной палаты Крыма. Делаю это регулярно, ведь новости там обновляются едва ли не ежечасно.
Все мнения