Версия для слабовидящих

Заключение по проекту федерального закона № 1057895-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части введения просветительской деятельности)

30.11.2020

Рассмотрев проект федерального закона № 1057895-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части введения просветительской деятельности) сообщаем.

Согласно пояснительной записке законопроект направлен на совершенствование правового регулирования образовательной деятельности в Российской Федерации.

Законопроектом предлагается закрепить в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) понятие просветительской деятельности,              под которой понимается осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Одновременно законопроектом устанавливается полномочие Правительства Российской Федерации по определению порядка и условий ведения просветительской деятельности, форм контроля за ней.

Также законопроектом предусматривается запрет на использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов.

В целях недопустимости негативного иностранного вмешательства в образовательный процесс предлагается наделить федеральные органы государственной власти, уполномоченные в сфере образования, полномочием по координации участия образовательных организаций в международном сотрудничестве путем выдачи соответствующих заключений.

Принятие законопроекта позволит не только противодействовать распространению противоправной информации и антироссийской пропаганде в школьной и студенческой среде, но и полноценно реализовывать в рамках правового поля возможности образовательных организаций по распространению среди различных слоев населения достижений отечественной науки и культуры, исторического наследия, иных социально значимых сведений, что способствовало бы созданию дополнительных условий для развития культуры человека, социализации личности, мотивации ее на формирование активной гражданской позиции.

По нашему мнению, законопроект актуален лишь в части нормативного закрепления в Законе об образовании понятия «просветительская деятельность» в связи с отсутствием в настоящее время нормативного закрепления понятия.

При этом, приводимое в законопроекте понятие, по нашему мнению, нуждается в корректировке. В этой связи, предлагаем следующую редакцию понятия «просветительская деятельность»:

«35) просветительская деятельность – осуществляемая физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и (или) юридическими лицами вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, порядок, условия и формы ведения которой устанавливаются Правительством Российской Федерации».

Реализация положений законопроекта в предлагаемой редакции, в частности, может привести к нарушениям конституционных прав граждан на идеологическое многообразие (части 1 и 2 статьи 13 Конституции Российской Федерации), и на свободное получение информации (часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации), а также противоречит целому ряду принципов, государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (пункты 2,6,7,11 части 1 статьи 3 Закона об образовании).

Таким образом, полагаем, что законопроект нуждается в доработке согласно приведенных замечаний.

Интернет-приемная
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс
Анонсы
17 МАЯ 2022 г.
17 мая в 11:30 в здании Государственного Совета РК в кабинете 322 состоится заседание Комиссии программы «Я гарантирую качество!», посвященное вопросам хода реализации программы, предпринимаемых мерах, направленных на предупреждение нарушений требований законодательства при осуществлении госзакупок, противодействие недобросовестной конкуренции, оказание практической поддержки предприятиям, подтвердившим качество реализуемых товаров и услуг.
Все анонсы
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК  #СВОИХ НЕ БРОСАЕМ Психологическая консультация Государственная поддержка ННО
Мнения
А. СИБИЛЕВ: «ЧТО ПОКАЗАЛА СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ НА УКРАИНЕ…» А. СИБИЛЕВ: «ЧТО ПОКАЗАЛА СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ НА УКРАИНЕ…»
24 февраля 2022 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин объявил о начале проведения специальной военной операции по защите населения Донецкой и Луганской Народных Республик, которые на протяжении восьми лет подвергались издевательствам и геноциду со стороны киевского режима. 
Член ОП РК Наталья Резниченко: Член ОП РК Наталья Резниченко:
Ровно восемь лет назад политическое руководство Украины, назвав жителей Донбасса «сепаратистами» и преступниками за желание самоопределиться и разговаривать на родном языке, развязало так называемую антитеррористическую операцию. Но АТО и по форме, и по сути стала не антитеррористической, а военной операцией против населения регионов, не поддержавших тех, кто захватил власть в Киеве.
Все мнения