Внесен депутатами Государственной Думы
С.М. Мироновым, М.В. Емельяновым, О.А. Ниловым, О.В. Шеиным, Ф.С. Тумусовым, А.А. Ремезковым, Д.А. Иониным
Согласно пояснительной записке в законопроекте предлагается наделить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (далее – уполномоченный орган), правом определять основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг в целях оперативного решения вопросов, связанных с регулированием их стоимости.
Согласно проектируемым положениям стоимость образовательных услуг будет снижена по решению указанного уполномоченного органа в случае перехода организации, осуществляющей образовательную деятельность, на реализацию образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в том числе при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.
Авторами законопроекта в качестве обоснования необходимости его принятия приводятся сравнения стоимости очной и очно-заочной форм образования, которая, по мнению авторов аналогична дистанционной форме обучения. Данное утверждение, по нашему мнению, является не совсем верным. Так, авторами законопроекта не учтено, что при организации очно-заочного обучения на стоимость обучения влияет вовлеченность преподавателей в процесс обучения, уровень которой меньше, нежели в случае с очным образованием. При этом дистанционный формат обучения не предполагает уменьшения времени участия преподавателей в процессе обучения, а даже напротив. Так, в исследовании, проводимом Министерством науки и высшего образования РФ совместно с Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, по результатам опроса в котором принимали участие 34 тысячи респондентов, отмечается, что с переходом в онлайн нагрузка на преподавателей вузов увеличилась.
Уменьшение стоимости образования, также, негативно скажется на финансово-экономическом состоянии вузов в целом, что может привести к полному (частичному) прекращению их деятельности, сокращению численности преподавательского состава и т.д.
При этом, каких-либо мер поддержки вузов и преподавателей законопроект не предусматривает.
В свою очередь, ухудшение финансово-экономического состояния вузов, снижение мотивации преподавателей, неизбежно отразится на качестве образования самым негативным образом.
Кроме того, считаем, что возложение на Министерство науки и высшего образования РФ полномочия по определению в исключительных случаях оснований и порядка снижения стоимости платных образовательных услуг, предусмотренное законопроектом, может повлечь необоснованное вмешательство уполномоченного органа в хозяйственную деятельность вузов регионального, муниципального уровня и частных вузов, обладающих автономией вопросах установления стоимости платных образовательных услуг с учетом минимального допустимого размера платы за обучение, необходимого для качественного оказания образовательной услуги.
Таким образом, Общественная палата Республики Крым концептуально не поддерживает принятие законопроекта.