Версия для слабовидящих

Заключение ‎на проект федерального закона

23.10.2017

В Общественной палате Республики Крым на заседании комиссии по вопросам общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов 18 июля 2017 года был рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества оказания услуг организациям в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания и признании утратившими силу статей 2 и 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» (далее – законопроект).

Согласно пояснительной записке указанный законопроект разработан с целью совершенствования организации независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья, образования (далее – НОК) в субъектах Российской Федерации. Однако, на наш взгляд, предложенная система НОК только формально направлена на совершенствование организации независимой оценки качества оказания услуг соответствующими организациями. Такой вывод следует из статьи 10 законопроекта, а именно частей 5-7, согласно которым оператор осуществляет сбор, обобщение и анализ информации о качестве оказания услуг, передает результаты в общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг (далее – ОС по НОК), которые осуществляют их рассмотрение и при необходимости вносят изменения (на основании чего? если они сами не проводят оценку качества), но в органы государственной власти передают результаты, полученные от оператора (без учета своих изменений, рекомендаций). Таким образом, совершенно не понятна роль ОС по НОК в оценке качества услуг. Их роль сводится к передаче результатов, полученных от оператора. Целесообразно ли создавать структуру, которая является всего лишь посредником в передаче результатов?

По существу иных поставленных вопросов следует отметить следующее.

  1. Согласно законопроекту правом участия в формировании ОС по НОК в различных отраслях социальной сферы наделен разный круг общественных организаций и общественных объединений. Считаем, что целесообразность в этом отсутствует, т.к. непонятен смысл, по которому выбирались те или иные общественные организации, которые должны принимать участие. На наш взгляд, необходимо предусмотреть для всех случаев – общественные организации, но для ОП РФ – всероссийские, а для общественных палат субъектов Российской Федерации – структурные подразделения общероссийских организаций, региональные, местные.
  2. Считаем, что общих критериев оценки качества достаточно для определения основных показателей предоставляемых услуг. Но необходимо оставить такой критерий как «время ожидания предоставления услуги». Если наделить общественные советы правом устанавливать дополнительные критерии, то это нарушит единство критериев качества.
  3. Координация и мониторинг проведения независимой оценки качества услуг со стороны органов государственной власти является необходимым элементом механизма ее проведения, т.к. органы государственной власти имеют возможность предоставить необходимую информацию об организациях, услуги которых подлежат независимой оценке качества, а мониторинг позволит определить степень выполнения рекомендаций по улучшению качества услуг. Включение результатов НОК в систему оценки эффективности деятельности руководителей органов власти и организаций повысит их ответственность и степень заинтересованности в качественности предоставляемых организациями услуг. Но положение об их учитывании должно быть установлено не только трудовым договором (контрактом) с руководителем, но и положением (уставом) соответствующей организации (необходимо для усиления юридических оснований привлечения руководителей к ответственности за результаты НОК).
  4. Единый порядок расчета показателей создаст равные условия для совершенствования качества предоставляемых услуг, упростит оценку результатов независимой оценки качества услуг для граждан и заинтересованных лиц, позволит осуществлять сравнительный анализ качества предоставляемых услуг в разных отраслях социальной сферы. Критерии независимой оценки качества услуг в основном совпадают, услуги в разных отраслях социальной сферы в целом имеют общие характеристики.
  5. Качество проработки законопроекта:
    • 1. В законопроекте имеются правовые пробелы: а) в ст. 10 ч. 7, 9 (отсутствие сроков); б) ничего не указывается об обязательности результатов (в части выявленных недостатков) независимой оценки качества оказываемых услуг (это не согласуется с тем, что по законопроекту руководители несут ответственность за непринятие мер в части выявленных недостатков); в) не предусмотрены сроки, в течение которых руководитель организации должен принять меры по устранению выявленных недостатков; г) в ст. 10 ч. 1 отсутствуют точные критерии оценки трехлетнего опыта оператора (чем он должен или может подтверждаться?)
    • 2. Могут возникнуть затруднения с пониманием таких формулировок и понятий, используемых в законопроекте, как: а) «предоставляет обязательный публичный отчет в течение первого квартала года, следующего за отчетным» (что будет считаться отчетным годом: год, в котором были выполнены работы, услуги оператором, либо год, в котором были оформлены результаты независимой оценки качества услуг, либо проблема может быть в том, что под отчетным могут понимать год, в которым должен быть предоставлен отчет); б) «опыт выполнения работ (оказания услуг)» (что будет пониматься под словом «опыт», как он подтверждается?).
    • 3. Предложенная редакция не в полной мере позволяет урегулировать соответствующие правоотношения. Кроме указанных выше недостатков в законопроекте отсутствует механизмы контроля со стороны общественного совета оператора; не предусмотрено участие членов общественного совета в процедуре определения оператором показателей независимой оценки качества услуг. Отсутствует порядок инициирования проведения независимой оценки качества услуг (на основе утвержденного плата (годового/трехлетнего) или по предложению общественного совета (общественной палаты, органа государственной власти) должна проводиться независимая оценка качества услуг?).

Учитывая вышеизложенное, Общественная палата Республики Крым считает необходимым доработать данный законопроект.

 

Приложение 1

Таблица поправок

Статья законопроекта

Статья и закон, в который вносятся поправки

Редакция законопроекта

Предлагаемая редакция

Примечания

Статья 1

Ч. 2 ст. 36.1. Закона РФ от 09.10.1992 №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

«Независимая оценка качества оказания услуг организациями культуры предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организации культуры; комфортность условий предоставления услуг и доступность их получения; доступность услуг для инвалидов; доброжелательность, вежливость, компетентность работников организации культуры; удовлетворенность условиями оказания услуг.»;

«Независимая оценка качества оказания услуг организациями культуры предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организации культуры; комфортность условий предоставления услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления услуги; доступность услуг для инвалидов; доброжелательность, вежливость, компетентность работников организации культуры; удовлетворенность условиями оказания услуг.»;

«Время ожидания предоставления услуги» является одним из основных критериев в определении качества предоставляемых услуг, а в некоторых случаях, - жизненно важным. Именно своевременность предоставления услуг, в большинстве случаев, является основной проблемой. Социальное напряжение среди лиц, которым оказываются услуги теми или иными организациями, возникает в результате именно длительности предоставления услуги, ее несвоевременности, плохо организованный график работы и т.п.

 

 

Абз. 6 ч.6 ст. 36.1 Закона РФ от 09.10.1992 №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

Информация о деятельности общественного совета размещается органом государственной власти, органом местного самоуправления, при которых он создан, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»).

Информация о деятельности общественного совета размещается соответствующим органом государственной власти на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), а также в официальных печатных изданиях».

.

Органы местного самоуправления исключить согласно концепции законопроекта. Опубликование в печатных изданиях будет способствовать информированности населения об ОС НОК.

Статья 3

Ст. 26.3.2 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

«4. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представляет обязательный публичный отчет в течение первого квартала года, следующего за отчетным,  в орган законодательной власти субъекта Российской Федерации о результатах независимой оценки качества оказания услуг организациями, проводимой в соответствии с федеральными законами, который рассматривается с участием представителей общественных советов по проведению независимой оценки качества и общественной палаты субъекта Российской Федерации, по результатам которого принимаются решения по улучшению качества работы указанных организаций. Отчет о результатах независимой оценки качества размещается на официальном сайте высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сети «Интернет» и на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети «Интернет».

«4. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представляет обязательный публичный отчет в течение первого квартала года, следующего за отчетным, в орган законодательной власти субъекта Российской Федерации о результатах независимой оценки качества оказания услуг организациями, проводимой в соответствии с федеральными законами, и принятых мерах по устранению выявленных недостатков, который рассматривается с участием представителей общественных советов по проведению независимой оценки качества и общественной палаты субъекта Российской Федерации, по результатам которого принимаются решения по улучшению качества работы указанных организаций.. Отчет о результатах независимой оценки качества размещается на официальном сайте высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сети «Интернет» и на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети «Интернет», а также в официальных печатных изданиях субъекта Российской Федерации».

.

Это обусловлено тем, что руководители организаций в соответствии с законопроектом несут ответственность за непринятие мер по устранению недостатков, а следовательно, руководители организаций должны определенным образом прореагировать на результаты независимой оценки.

Статья 6

Ч.2 ст. 79.1 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

«2. Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации о медицинской организации; комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения; доступность услуг для инвалидов; доброжелательность, вежливость, компетентность работников медицинской организации; удовлетворенность условиями оказания услуг.»;

«2. Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации о медицинской организации; комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления услуги; доступность услуг для инвалидов; доброжелательность, вежливость, компетентность работников медицинской организации; удовлетворенность условиями оказания услуг.»;

 

 

Абз.2 п.2 ч.4 ст. 79.1 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Информация о деятельности общественного совета по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями размещается органом государственной власти, при которых он создан, на своем официальном сайте в сети «Интернет».

Информация о деятельности общественного совета по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями размещается соответствующим органом государственной власти на своем официальном сайте в сети «Интернет», а также в официальных печатных изданиях.

.

ОС по НОК следует позиционировать как независимые от профильных министерств институты.

Статья 7

Абз. 2 п.2 ч.2 ст. 95.2 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Информация о деятельности общественного совета размещается органом государственной власти, органом местного самоуправления, при которых он создан, на своем официальном сайте в сети «Интернет».

Информация о деятельности общественного совета размещается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования на своем официальном сайте в сети «Интернет», а также в официальных печатных изданиях.

 

ОС по НОК следует позиционировать как независимые от профильных министерств институты.

 

Ч.4 ст. 95.2 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

«4. Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций проводится по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность; комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доступность услуг для инвалидов; доброжелательность, вежливость, компетентность работников; удовлетворенность условиями ведения образовательной деятельности организаций.»

«4. Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций проводится по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность; комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; время ожидания предоставления услуги; доступность услуг для инвалидов; доброжелательность, вежливость, компетентность работников; удовлетворенность условиями ведения образовательной деятельности организаций.»

 

Статья 8

Ч.2 ст. 23.1 ФЗ от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

«2. Независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организации социального обслуживания; комфортность условий предоставления социальных услуг и доступность их получения; доступность услуг для инвалидов; доброжелательность, вежливость, компетентность работников организаций социального обслуживания; удовлетворенность условиями оказания услуг.»;

«2. Независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организации социального обслуживания; комфортность условий предоставления социальных услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления услуги; доступность услуг для инвалидов; доброжелательность, вежливость, компетентность работников организаций социального обслуживания; удовлетворенность условиями оказания услуг.»;

 

 

Абз. 5 ч.5 ст. 23.1 ФЗ от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

Информация о деятельности общественного совета размещается органом государственной власти, органом местного самоуправления, при которых он создан, на своем официальном сайте в сети «Интернет».

Информация о деятельности общественного совета размещается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования на своем официальном сайте в сети «Интернет», а также в официальных печатных изданиях.

 

ОС по НОК следует позиционировать как независимые от профильных министерств институты.

Статья 9

П.2.1 ст. 2 ФЗ от 23.06.2016 года № 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации»

«2.1) формирования общественных советов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации для проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в случаях, предусмотренных федеральным законом»;

«2.1) формирования общественных советов для проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в случаях, предусмотренных федеральным законом»;

ОС НОК создается не при конкретном органе исполнительной власти, а формируется независимо от него – общественной палатой и общественными организациями. Кроме того, в ст. 5 законопроекта, где устанавливаются дополнительные полномочия Общественной палаты РФ формулировка не содержит указания на то, что формируемые общественные советы создаются при каком-то органе государственной власти РФ.

 

Статья 10

Ч.3

«…примерным техническим заданием…»

«…примерной формой технического задания…»

Техническое задание не может быть «примерным», иначе и результаты будут «примерные».

 

Ч.5

Оператор представляет результаты выполнения указанных работ в соответствии с техническим заданием в соответствующие общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания не позднее чем в месячный срок со дня завершения работ (далее – общественные советы по оценке качества).

Оператор представляет результаты выполнения указанных работ в соответствии с техническим заданием в соответствующие общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания (далее – общественные советы по оценке качества) не позднее чем в месячный срок со дня завершения работ.

 

 

Ч. 6

Общественные советы по оценке качества не позднее чем в месячный срок со дня получения результатов, указанных в части пятой настоящей статьи, осуществляют их рассмотрение и, при необходимости, вносят изменения.

Общественные советы по оценке качества не позднее чем в месячный срок со дня получения результатов, указанных в части пятой настоящей статьи, осуществляют их рассмотрение и, при необходимости, вносят изменения, а также вырабатывают рекомендации для соответствующих органов государственной власти.

Непонятно о каких  изменениях идет речь. Как СО по НОК может вносить изменения в результат оператора? Кроме того, какова роль СО по НОК, если они не вырабатывают рекомендации по результатам НОК?

 

Ч. 7

Результаты, указанные в части пятой настоящей статьи, направляются общественными советами по оценке качества в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Результаты, указанные в части шестой настоящей статьи, направляются общественными советами по оценке качества в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Зачем тогда часть 6 предусматривает возможность ОС по НОК вносить изменения в результаты операторов, если в органы власти передаются результаты, указанные в ч.5 (т.е. оператора)?Необходимо установить срок, в течение которого общественные советы должны направить результаты в органы власти.

 

 

 

Обратная связь
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс
Анонсы
Общественная палата Крыма подаёт в суд иск об «энергоблокаде»
29 марта (в пятницу) в 12:00 состоится подача искового заявления в Верховный суд Республики Крым в интересах граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым, о признании права на компенсацию морального вреда в результате «энергетической блокады» со стороны Украины.
Все анонсы
ГРАФИК ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН ЧЛЕНАМИ ОП РК Общественный мониторинг Ежегодный доклад Общественной палаты Республики Крым "О состоянии гражданского общества в Республике Крым в 2022 году" Психологическая консультация