В Общественной палате Республики Крым на заседании комиссии по вопросам общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов 13 июня 2017 года был рассмотрен проект федерального закона № 169585-7 «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» (далее – законопроект).
Принятие данного законопроекта не соответствует Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31.05.2014 №941-р. Так, в последней указано, что в сфере туризма стоят следующие задачи:
закрепление и удержание достигнутых результатов;
переориентация части потребительского спроса россиян на внутренний туризм;
привлечение иностранных туристов;
реализация стратегической роли туризма в духовном развитии, воспитании патриотизма и просвещении;
обеспечение роста качества жизни населения.
Введение курортного сбора не будет способствовать достижению указанных задач.
В Республике Крым наблюдается снижение роста туристов. Поэтому введение дополнительной финансовой нагрузки будет еще одним негативным пунктом, характеризующим Крым при выборе граждан места своего отдыха. При отсутствии железнодорожного сообщения с Крымом, Керченского моста, развитой инфраструктуры в Крыму – введение курортного сбора является преждевременным.
Наделение статусом оператора курортного сбора лиц, оказывающих услуги по обеспечению временного проживания, приведет к тому, что спросом будут пользоваться лица, которые работают «в тени». То есть трехлетняя работа в Крыму по выведению на легальный уровень «серого» частного сектора будет сведена на «нет». В результате введение курортного сбора приведет к тому, что уплачивать его будут только лица с организованным типом размещения. А в частном секторе уплата налога вызовет большие трудности.
Кроме того, законопроект предполагает уплату курортного сбора не только лицами, приезжающими на отдых, но и лицами, находящимися в командировке, а это дополнительная нагрузка на работодателя.
Вызывает опасение и соотношение полученного дохода от курортного сбора и расходов на его администрирование.
И хотя в финансово-экономическом обосновании к законопроекту указано, что Советом Министров Республики Крым представлена информация о том, что в рамках реализации законопроекта выделение дополнительных ассигнований из бюджета не потребуется, нам представляется, что это не так.
Во-первых, законопроектом предусмотрено, что в субъекте будет определен орган ответственный за проведение эксперимента, на который возлагается в том числе:
- разработка формы и ведение реестра операторов курортного сбора;
- осуществление мониторинга реализации эксперимента;
- подготовка отчета;
- разработка формы документа, подтверждающего факт уплаты сбора.
Соответственно это дополнительные полномочия, возможно, для их исполнения потребуется дополнительный сотрудник или создание специального отдела.
Во-вторых, остается открытым и вопрос контроля за уплатой курортного сбора. Законопроект предусматривает, что этот орган будет определен законом субъекта Российской Федерации (ч.3 ст.4). А это тоже дополнительное финансовое обеспечение.
Таким образом, есть обоснованные сомнения в том, что цели законопроекта будут достигнуты.
Учитывая вышеизложенное, Общественная палата Республики Крым не поддерживает принятие данного законопроекта и считает введение курортного сбора на территории Республики Крым преждевременным и необоснованным.