ЗАКЛЮЧЕНИЕ

23.04.2018

Заключение на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В Общественной палате Республики Крым на заседании комиссии по вопросам общественной экспертизы нормативных правовых актов 02 апреля 2018 года был рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – законопроект 1); «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект 2).

Законопроект 2 предусматривает уточнение порядка постановки на учет (снятие с учета) в налоговых органах физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и оказывающих без привлечения наемных работников услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (самозанятых физических лиц). В законопроектах, в том числе, предусматривается освобождение на 2019 год самозанятых лиц от уплаты налога на доходы физических лиц, работодателей – от уплаты страховых взносов с выплат самозанятым физическим лицам.

По существу поставленных вопросов, считаем следующее.

  1. Налоговые каникулы для самозанятых лиц предусмотрены на 2017 и 2018 гг. Предполагалось, что за это время такие лица «выйдут из тени». Однако по данным Федеральной налоговой службы на 1 января 2018 года, на учет встали 939[1] таких работников (из предполагаемых миллионов). Очевидно, что налоговые каникулы не стали тем обстоятельством, которое поспособствовало постановке на учет миллионов самозанятых лиц. В связи с этим, считаем, что предлагаемые в законопроектах изменения не отразятся на легализации своей деятельности самозанятыми физическими лицами.
  2. Считаем, что для самозанятых лиц должен сохраниться налоговый учет в уведомительном порядке. И после окончания периода налоговых каникул они не должны регистрироваться в качестве ИП, за ними сохраняется статус самозанятых с уплатой соответствующего налога.
  3. На наш взгляд, считаем, что деятельность самозанятых физических лиц не относится к предпринимательской деятельности. При этом ключевым остается сохранение на законодательном уровне того, что самозанятые граждане освобождены от прохождения государственной регистрации и получения статуса индивидуального предпринимателя.
  4. Сегодня п.70 ст.217 Налогового кодекса РФ устанавливает три вида услуг, оказываемых самозанятыми лицами:

- по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;

- по репетиторству;

- по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства.

Перечень видов деятельности самозанятых физических лиц должен быть расширен на федеральном уровне, а также оставлено право за субъектами Российской Федерации данный перечень расширять.

  1. На наш взгляд, статус самозанятого лица не связан с наличием или отсутствием основного места работы. Многие из данных лиц, имея основное место работы, оказывают услуги физическим лицам для личных, домашних и иных подобных нужд. Таким образом, в большинстве случаев самозанятые физические лица имеют основное место работы. Но ключевым в данном случае является то, что эти лица получают доход, с которого не уплачивают налог.
  2. Предложенный законопроект не решает проблемы самозанятых лиц. Для того, чтобы данная группа граждан заявила о себе в налоговый орган, необходимо предусмотреть максимально минимальный налог, но государство от такого налога все равно выиграет больше, чем если самозанятые по-прежнему останутся в тени. Также необходимо предусмотреть ответственность за осуществление деятельности самозанятыми лицами без уведомления налогового органа (по примеру статьи 14.1. КоАП РФ: Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии). Кроме того, необходимо активизировать работу правоохранительных органов по привлечению к ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ.

Таким образом, считаем, что предложенные законопроекты не решат проблем в указанной сфере по существу, в тоже время до выработки наиболее оптимальных условий для самозанятых лиц необходимо освободить их от уплаты налогов.

 

 


[1] https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/selfemployed/

 

Интернет-приемная
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс

Открыта «горячая линия» Мониторинговой группы по контролю за соблюдением прав  человека нынешней властью Украины по отношению к гражданам  Российской Федерации, проживающим в Крыму

Государственная поддержка ННО
Мнения
Во благо народа России… Во благо народа России…
Александр СИБИЛЕВ
Послание Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 15 января 2020 года имеет большое историческое, политическое и социальное значение для нашей страны. 
И вновь о «сне разума» И вновь о «сне разума»
Александр РУДЯКОВ.
Недавно заходил на сайт Общественной палаты Крыма. Делаю это регулярно, ведь новости там обновляются едва ли не ежечасно.
Все мнения