Обращение АНО «…» рассмотрено с участием представителей научного сообщества, представителей Верховного суда Республики Крым, Министерства внутренних дел Республики Крым, Прокуратуры Республики Крым, членов Общественной палаты, в том числе - специалистов в области лечения наркозависимых.
В результате обсуждения были приняты следующие решения:
1. Предложения подобного рода изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, и в Постановление правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 года N1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» считать очередной попыткой легализации наркотиков на территории Российской Федерации, что недопустимо.
Кроме того, постановка вопроса о приведении нормативного правового акта Российской Федерации «в соответствие с разовыми и суточными дозами наркозависимых» является научно и юридически не обоснованной.
С учетом того, что указанное выше Постановление было принято не так давно (в 2012 году), и на протяжении последующих двух лет в него вносились изменения, полагаем, что при его разработке и разработке внесенных изменений проводились необходимые исследования и учитывались все аспекты, связанные с дозировками потребления наркотических веществ для установления значительного, крупного и особо крупного размера.
Таким образом, пункт 1 предложений АНО «…..» Общественная палата Республики Крым не поддерживает.
2. Предложение о замене наказания в виде лишения свободы по ч.1 и ч.2 ст. 228 УК РФ на исправительные или принудительные работы и обязательную медико-социальную реабилитацию считаем непродуманным. Во-первых, ч.1 ст. 228 предусматривает достаточно широкий перечень альтернативных видов наказаний, в том числе - исправительные и принудительные работы. Во-вторых, ст. 82.1 УК РФ предусматривает возможность отсрочки отбывания наказания больными наркоманией, осужденными по ч.1 ст. 228 УК РФ и прохождение курса лечения от наркомании, а также медицинскую реабилитацию, социальную реабилитацию. Возможно, следует говорить о том, чтобы суды чаще применяли наказания, альтернативные лишению свободы. Но для этого требуется, чтобы Верховный Суд РФ дал определенные разъяснения судам.
Что касается предложения в ст. 228.1, то оно вступает в противоречие с Вашими обоснованиями. С одной стороны было предложено, в первую очередь, бороться с наркоторговцами, а не наркопотребителями, а с другой стороны - уменьшить наказание за незаконные производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Поэтому данное предложение Общественная палата Республики Крым не поддерживает.
3. Предложение о вводе правила, согласно которого расчет ответственности уголовного наказания производится только за содержание наркотически активного компонента, психотропного вещества или их аналога из массы изъятого вещества, считать одним из способов легализации веществ, не являющихся наркотическими, но содержащими наркотически активные компоненты (например, курительных смесей), на территории Российской Федерации, что недопустимо.
Общественная палата Республики Крым его также не поддерживает.
4. В отношении предложения о разделении преступлений, связанных с реализацией наркотических веществ, на «оптовый» и «розничный» сбыт, и снижения сроков лишения свободы за розничный сбыт мнение Общественной палаты идентично предшествующим. Реализация наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов является таким преступлением, которое губит жизни сотням тысяч граждан, еще сотни тысяч граждан становятся жертвами наркоманов, которые ради употребления очередной дозы идут на самые страшные преступления, такие как грабежи и убийства.
Разделять такое преступление как реализация наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов по степени тяжести в зависимости от вида их реализации - «розничный сбыт» или «оптовый сбыт» уже по своей сути является преступлением против нации и будущих поколений. Категории «розничный сбыт» или «оптовый сбыт» могут применяться только к товарам, торговля которыми разрешена.
Таким образом, данное предложение Общественная палата не поддерживает и, более того, считает их не имеющими право на существование.