Законопроект призван урегулировать отношения, возникающие в связи с оказанием государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Республики Крым. В связи с этим считаем данный Законопроект актуальным, своевременным и направленным на решение важной социально-ориентированной задачи. Однако, на наш взгляд, в представленном варианте Законопроект не сможет обеспечить в полном объеме интересы социально ориентированных некоммерческих организаций исходя из нижеизложенного.
Законопроект закрепляет в основном положения, содержащиеся в ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - ФЗ), и не содержит механизма реализации государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Так, в Законопроекте отсутствуют нормы, закрепляющие:
- орган, принимающий решение о государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций (комиссии или иные коллегиальные органы), порядок их формирования и требования к ним;
- сроки предоставления поддержки;
- ответственность социально ориентированных некоммерческих организаций, прекращение предоставления государственной поддержки;
- осуществление общественного контроля за предоставлением государственной поддержки.
Считаем целесообразным также внести в Законопроект следующие предложения:
1. Виды деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций определены ст. 31.1 ФЗ «О некоммерческих организациях», где также предусмотрен такой вид деятельности как «17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов». В статье 5 Законопроекта данный вид деятельности отсутствует. Считаем необходимым дополнить статью данным видом деятельности. К тому же п. 2 ст. 31.1 ФЗ позволяет дополнить виды деятельности, но не уменьшать перечень, установленный ФЗ.
2. Пункт 1 статьи 5 Законопроекта предлагаем дополнить следующим видом деятельности: профилактика социального сиротства, защита семьи, детства, материнства и отцовства.
3. В п. 3 ст. 6 Законопроекта уточнить периодичность опубликования доклада (пп.1) и передачи информации в ГС РК (пп.2)
4. Пункт 3 ст. 31.1 ФЗ устанавливает формы оказания поддержки СО НКО. Пункт 4 этой же статьи предусматривает: «Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования наряду с установленными пунктом 3 настоящей статьи формами поддержки вправе оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов». Однако статья 7 Законопроекта не предусматривает такую форму как «предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах». Считаем необходимым предусмотреть данную форму или сделать ссылку на ст.31.1. ФЗ.
5. В пп. 2, 6 статьи 7 Законопроекта уточнить в соответствии с каким законодательством.
6. Пп. 2 статьи 7 Законопроекта дополнить словом «или» («во владение и/или в пользование»).
7. В статье 7 Законопроекта считаем необходимым предусмотреть, что государственная поддержка осуществляется на конкурсной основе, а также требования к организациям, имеющим право на получение такой поддержки.
8. Статья 31.2 ФЗ предусматривает формирование и ведение федеральных, государственных и муниципальных реестров социально ориентированных некоммерческих организаций. Данные реестры соответственно ведут федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации.
Статья 13 Законопроекта предусматривает ведение просто «реестра социально ориентированных некоммерческих организаций», не разделяя на государственный и муниципальный. Считаем, что данную статью необходимо привести в соответствие со ст.31.1 ФЗ.
9. Предусмотреть статью об общественном контроле:
«Статья . Общественный контроль
1. В Республике Крым обеспечивается общественный контроль за осуществлением поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
2. Основными формами общественного контроля являются:
участие представителей общественности в деятельности комиссий (иных коллегиальных органов), принимающих решения по вопросам оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям,
общественная экспертиза проектов нормативных правовых актов и действующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы, обязанности и законные интересы граждан Российской Федерации.
3. Общественный контроль за осуществлением поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций обеспечивается в том числе:
установлением обязательных норм о раскрытии информации о получателях финансовой и имущественной поддержки в нормативных правовых актах, регламентирующих оказание финансовой и имущественной поддержки;
открытостью информации о мерах поддержки социально ориентированных некоммерческих организациях и о получателях поддержки».
На основании вышеизложенного Общественная палата Республики Крым не поддерживает приятие проекта закона № 2-218/30-10 «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Крым» без учета вышеуказанных предложений.