Заключение по результатам проведения общественной экспертизы к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях (в части приведения в соответствие с новой редакцией Гражданского кодекса Российской Федерации)»
Общественной палатой Республики Крым рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях (в части приведения в соответствие с новой редакцией Гражданского кодекса Российской Федерации)» (далее – законопроект).
В целом законопроект направлен на усиление правового режима некоммерческих организаций, и непосредственного приведения в соответствие с новой редакцией Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как позитивное, следует отметить, в том числе и стремление законодателя избежать излишнего дублирования норм в Законе о некоммерческих организациях, с соответствующими нормами ГК РФ, создания условий возможных противоречий и разночтений в правоприменительной практике.
В то же время, отдельные положения Законопроекта носят «половинчатый» характер и не смогут обеспечить в полном объеме интересы граждан и обеспечить конституционный принцип равенства. Речь идет об откладывании решения вопроса, в том числе и государственной регистрации общественных организаций, являющихся юридическими лицами.
Отвечая на поставленные вопросы, следует отметить, что:
1. Представленный законопроект обеспечит достижение поставленной цели, непосредственно определяя особенности государственной регистрации некоммерческих организаций, использования некоммерческими организациями средств индивидуализации, прекращения деятельности некоммерческих организаций и т.д.
2. В законопроекте предложена достаточная мера раскрытости норм, определяющих особенности государственной регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций, их правового положения и возможных форм поддержки их деятельности.
Однако, вызывает настороженность неоднозначность предложенной редакции п.2, ст. 24: «Некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход, в том числе предпринимательскую, деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и если это соответствует таким целям при условии, что такая деятельность указана в ее уставе». При этом закладывается правовая возможность коммерческой деятельности организации, под «вывеской» Некоммерческой организации. К сожалению, законодатель не только четко не регламентирует и не ограничивает, как саму коммерческую деятельность, ее виды, но и не определяет, что «коммерческая деятельность» не должна быть основным видом деятельности или быть главным источником доходов для организации.
3. Говоря о соблюдении принципа законотворчества – правовой определенности норм закона, следует отметить, что законопроект носит значительный массив прямых отсылочных норм, не только к ГК РФ непосредственно (что естественно), но и опосредованных отсылочных норм соответствующим актам уполномоченных органов.
4. На наш взгляд, не следует откладывать «..на следующий этап гармонизации законодательства…» об общественных организациях и общественных движениях, учитывая заявленную цель законопроекта – гармонизация законодательства. Данная цель предусматривает гармонизацию именно законодательства, а не приведение в соответствие отдельного закона.
На основании вышеизложенного, Общественная палата Республики Крым в целом поддерживает Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (в части приведения в соответствие с новой редакцией Гражданского кодекса Российской Федерации)», подготовленный Министерством юстиции Российской Федерации во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. № ИШ-П13-4819, с возможным учетом замечаний, предложенных к рассмотрению.