Заключение по проекту федерального закона

01.03.2017

В Общественной палате Республики Крым на заседании комиссии по вопросам общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов был рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за реализацию, хранение и транспортирование товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации» (далее – Законопроект).

В результате рассмотрения Законопроекта пришли к следующим выводам.

С одной стороны, введение предлагаемой статьи в КоАП РФ, является логичным продолжением установленного запрета на ввоз отдельных товаров на территорию Российской Федерации. Но, с другой стороны, вызывает сомнение действенность данной нормы, учитывая то, что сегодня предусмотрена ответственность за ввоз запрещенных, в том числе «санкционных» товаров, но эти товары продолжают ввозить на территорию России. Стоит обратить внимание на то, что в первую очередь необходимо привлекать к ответственности за ввоз на территорию Российской Федерации запрещенных товаров. Следует думать, если безнаказанным остается нарушение ввоза запрещенных товаров, в том числе с помощью «обходных» путей, то и предлагаемая к обсуждению статья будет иметь подобную ситуацию.

Кроме того, в представленном виде, Законопроект содержит положения, которые могут быть истолкованы неоднозначно.

  1. В предлагаемой редакции статьи нет четкого определения понятия «товар, запрещенный к ввозу на территорию Российской Федерации». К данной категории могут быть отнесены не только «санкционные» товары, но и иные товары, ввоз которых на территорию РФ запрещен. Под действие статьи попадут товары для личного пользования, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза и (или) вывозу с этой территории. Их перечень размещен на официальном сайте ФТС - http://fl.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=55:2011-08-25-08-09-38&catid=5:2008-10-20-15-38-16&Itemid=1795
  2. В предлагаемой статье необходимо раскрыть содержание терминов «транспортирование» и «хранение» относительно конкретного состава.
  3. Выделение специальной санкции для индивидуальных предпринимателей является некорректным. Во-первых, КоАП РФ оперирует понятием «лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица», и введение иного термина усложнит правоприменительную деятельность. Во-вторых, в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ указанные лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное.
  4. В статью необходимо добавить обязательный квалифицирующий признак «с целью сбыта». Это позволит исключить из состава правонарушения действия по хранению и транспортировке не направленные на получение прибыли.
  5. Пункт 1 Постановления Правительства N 778 от 7 августа 2014 г. «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320 и от 29 июня 2016 г. № 305» предусматривает безусловный запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, по перечню согласно приложению.

Возможность ввоза товаров до 5 кг, как указывает Роспотребнадзор, не влияет на привлечение к ответственности по предлагаемой статье, так как объективную сторону правонарушения составляют действия, выразившиеся в реализации, хранении и транспортировании «санкционных» товаров. Легальность их ввоза на территорию РФ не исключает их из списка «товар, запрещенный к ввозу на территорию Российской Федерации» так как данной категорией может быть описан вид товара, а не конкретная партия или единица продукции.

  1. Субъектами правонарушения являются физические лица, но как быть в ситуации, когда у физического лица имеются документы, подтверждающие законность приобретения товара – «санкционной» продукции. В этом случае ответственность должно нести не физическое лицо, а лицо осуществившее реализацию данного товара. С аналогичной ситуацией могут столкнуться и ИП и юридические лица, у которых также могут быть документы, подтверждающие законность приобретения данного товара.

Таким образом, считаем, что  принятие данного Законопроекта возможно после его тщательной доработки.

Интернет-приемная
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс

Ежегодный доклад Общественной палаты Республики Крым 2020 г.

Открыта «горячая линия» Мониторинговой группы по контролю за соблюдением прав  человека нынешней властью Украины по отношению к гражданам  Российской Федерации, проживающим в Крыму

Государственная поддержка ННО
Мнения
А.А. СИБИЛЕВ: «Наступило время подводить итоги выборов…» А.А. СИБИЛЕВ: «Наступило время подводить итоги выборов…»
Результаты прошедших выборов в Государственную Думу Российской Федерации имеют исключительно важное историческое значение, как с точки зрения внешнеполитической, так и для внутренней политики страны. 
Все мнения