Заключение по проекту федерального закона № 989013-7 «О внесении изменений в статью 31 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи», внесенном сенаторами Российской Федерации Е.Б.Мизулиной, Е.В.Афанасьевой, А.Д.Башкиным, Р.Ф.Галушиной, М.Г.Кавджарадзе, Л.Б.Нарусовой, М.Н.Павловой
Рассмотрев проект федерального закона № 989013-7 «О внесении изменений в статью 31 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи», внесенном сенаторами Российской Федерации Е.Б.Мизулиной, Е.В.Афанасьевой, А.Д.Башкиным, Р.Ф.Галушиной, М.Г.Кавджарадзе, Л.Б.Нарусовой, М.Н.Павловой (далее – Законопроект) сообщаем.
1. Законопроект разработан в целях недопущения противоречивости действующего законодательства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи».
В связи с совершенствованием положений Семейного кодекса, связанных с установлением факта отсутствия у ребенка попечения родителей, пересмотром и конкретизацией оснований признания ребенка оставшимся без попечения родителей, механизмом устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей (раздел VI Семейного кодекса в предполагаемой редакции), соответствующие изменения предлагаются в пункты 3 и 4 статьи 31 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи» восполняется правовой пробел, существующий в Семейном кодексе, связанный возможностью назначения опекуна (попечителя) над несовершеннолетним по заявлению его родителей. Законопроектом соответствующие поправки вносятся не только в раздел У, в котором предлагается сконцентрировать только нормы, регулирующие отношения, связанные с отсутствием у ребенка попечения родителей, но и в главу 12 Семейного кодекса (статьи 66.1 и 66.20, регламентирующую родительские права и обязанности.
Опека (попечительство) над ребенком по заявлению родителей, не лишенных родительских прав и не ограниченных в родительских правах, приобретает таким образом важное правовое значение как способ защиты ребенка самими родителями на случай, когда они могут остаться временно без их помощи и защиты.
2. Положения законопроекта соответствует целям, принципам, задачам и приоритетным направлениям концепции государственной семейной политики, которая выражается в поддержке, укреплении и защите семьи и ценностей семейной жизни, создании необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышении качества жизни семей и обеспечении прав членов семьи в процессе ее общественного развития. Предложения и замечания принципиального характера к законопроекту отсутствуют.