Версия для слабовидящих

Заключение по проекту федерального закона № 989008-7

06.08.2020

Заключение по проекту федерального закона № 989008-7 «О  внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи», внесенном  сенаторами Российской Федерации Е.Б.Мизулиной, Е.В.Афанасьевой, А.Д.Башкиным, Р.Ф.Галушиной, М.Г.Кавджарадзе, Л.Б.Нарусовой, М.Н.Павловой

Рассмотрев проект федерального закона № 989008-7 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи», внесенном сенаторами Российской Федерации Е.Б.Мизулиной, Е.В.Афанасьевой, А.Д.Башкиным, Р.Ф.Галушиной, М.Г.Кавджарадзе, Л.Б.Нарусовой, М.Н.Павловой (далее – Законопроект) сообщаем.

  1. Законопроект, по замыслу его авторов, направлен на укрепление института семьи путем совершенствования правового регулирования пределов и механизма осуществления государственной функции защиты семьи, в том числе пределов допустимого вмешательства государства в семейные отношения.

Необходимость принятия законопроекта обусловлена:

1) изменениями в общественной жизни, в том числе сформировавшимся общественным запросом на сохранение традиционных семейных ценностей, укрепление и защиту институтов семьи,  брака;

2) несовершенством и внутренней противоречивостью нормативного правового регулирования семейных отношений, необходимостью кодификации норм семейного законодательства, укрепления его системности, юридического единства и согласованности его норм.

Принятый Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (далее - Закон Российской Федерации о поправке к Конституции), статья 1 которого вступает в силу в случае одобрения содержащихся в ней изменений общероссийским голосованием со дня официального опубликования его результатов, содержит положения, которым действующая редакция Семейного кодекса Российской Федерации (далее – Семейный кодекс) не соответствует или прямо противоречит им. Предлагаемый законопроект подготовлен с учетом новых конституционных положений, содержащихся в данном Законе.

К числу тех новых конституционных положений, которые обусловливают необходимость внесения предлагаемых законопроектом изменений в Семейный кодекс, можно отнести такие положения Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, как:

1) возложение на государство обязанностей создания условий для достойного воспитания детей в семье (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции);

2) необходимость защиты института брака как союза мужчины и женщины (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции);

3) возложение на Правительство Российской Федерации обязанностей «обеспечивать проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей» (пункт “в” части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции);

4) обеспечения приоритета семейного воспитания детей, в том числе  детей, оставшихся без попечения родителей (часть 4 статьи 67.1 Конституции Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции);

5) создание условий для взаимного доверия государства и общества (статья 75.1 Конституции Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции).

  1. Законопроектом предлагается внести 112 поправок в 69 статей Семейного кодекса РФ, дополняет его двумя новыми главами (12.1 и 18.1) и 27 новыми статьями.

Законопроект охватывает те сферы семейных отношений, которые имеют публично-правовую направленность, а именно:

- отобрание ребенка у родителей при непосредственной угрозе его жизни или здоровью; Данным законопроектом не предусмотрено такого основания, поэтому нет оснований утверждать, что эти вопросы законопроектом урегулированы (хотя в пояснительной записке именно так и написано). Более того, в пояснительной записке данный институт, действующий в настоящем семейном праве, критикуется. 

- установление факта отсутствия у ребенка родительского попечения и его устройство;

- институт семейно-правовой ответственности: ограничение и лишение родительских прав;

- институт брака.

В частности, в целях обеспечения укрепления института семьи законопроектом предлагается расширить систему принципов семейного права, включив в нее принципы, определяющие характер взаимодействия семьи и публичных органов власти, такие как:

- презумпция добросовестности осуществления родителями родительских прав. Предусматривается, что действия родителей считаются добросовестными (соответствующими правам и законным интересам детей), пока их недобросовестность не будет установлена вступившим в законную силу судебным решением. Бремя доказывания недобросовестности родителя при осуществлении им родительских прав в отношении конкретного ребенка лежит на истце;

(данное право не является нововведением, оно предусмотрено ст. 54 СК РФ, но уточняется в части «родной», и редактируются иные положения соответствующего предписания) - право ребенка жить и воспитываться в родной семье (семье своих родителей или иных родственников). Родственникам детей должно быть гарантировано преимущественное право на их воспитание во всех случаях, когда родители детей временно не могут осуществлять свои родительские права, а также в случае отсутствия у детей попечения родителей.

Законопроектом предлагается иная концепция отобрания ребенка у родителей (иного лица, на попечении которого он находится):

- отказ от отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью ребенка как единственной и универсальной меры его защиты. Вместо этого предлагается дифференцированная система мер защиты ребенка, учитывающая характер обстоятельств, в которых оказалась семья (и родители, и дети);

- отобрание ребенка рассматривается как принудительное разлучение ребенка с лицами, на попечении которых он находится. Вводится запрет отобрания ребенка у родителей иначе, как на основании судебного решения;

- основанием отобрания является виновное поведение родителя (иного лица, на попечении которого находится ребенок), установленное вступившим в законную силу судебным решением о лишении родителя родительских прав, об ограничении родителя в родительских правах; об отмене усыновления; актом органа опеки и попечительства об отстранении опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей, а в случае обжалования такого акта, - вступившим в законную силу судебным решением об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании указанного акта незаконным;

- исполнение решения суда об отобрании ребенка и передача ребенка производится судебным приставом-исполнителем с обязательным участием органа опеки и попечительства, а также лица, которому передается ребенок.

В систему мер защиты ребенка вместо действующего механизма его отобрания при непосредственной угрозе его жизни или здоровью предлагается включить меры самозащиты, временные меры защиты, а также меры семейно-правовой ответственности.

К мерам самозащиты законопроект относит установление опеки (попечительства) над детьми по заявлению их родителей на период, когда родители по уважительным причинам не смогут осуществлять свои родительские права в течение определенного периода времени. К уважительным причинам предлагается отнести, в том числе: не достижение родителями возраст.

  1. Положения законопроекта соответствует целям, принципам, задачам и приоритетным направлениям концепции государственной семейной политики, которая выражается в поддержке, укреплении и защите семьи и ценностей семейной жизни, создании необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышении качества жизни семей и обеспечении прав членов семьи в процессе ее общественного развития. Предложения и замечания принципиального характера к законопроекту отсутствуют.
Обратная связь
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс
ГРАФИК ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН ЧЛЕНАМИ ОП РК Общественный мониторинг Ежегодный доклад Общественной палаты Республики Крым "О состоянии гражданского общества в Республике Крым в 2022 году" Психологическая консультация
Мнения
Эмиль Сейдалиев о знаковой для крымских татар дате Эмиль Сейдалиев о знаковой для крымских татар дате
Этот год во многом знаковый для Крыма. В этом году отметили 10-летие Крымской весны, была открыта Соборная мечеть, а сегодня, в День возрождения реабилитированных народов Крыма, отмечается 10-летие Указа Президента Российской Федерации «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития».
Ибраим Ширин о реабилитации крымских татар Ибраим Ширин о реабилитации крымских татар
Очень важную роль в судьбе крымских татар играют исторические процессы и события, а также принятые решения. Одним из таких решений является первый указ Президента РФ Владимира Владимировича Путина после возвращения Крыма домой. А именно: «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымскотатарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития»!
Все мнения