Уже давно назрела необходимость совершенствования законодательства в сфере урегулирования природопользования и земельно-имущественных отношений в границах населенных пунктов, включённых в состав особо охраняемых природных территорий, с целью минимизации социальных конфликтов.
В силу различных причин, наибольший резонанс эти конфликты получили на ООПТ федерального значения и, в первую очередь – в национальных парках. Основная причина этих конфликтов - положения законодательства, существенно ущемляющие интересы граждан.
Для решения этих проблем необходимо принять закон, которым внести изменения в пять Федеральных законов: «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», Земельный кодекс РФ и Градостроительный кодекс РФ.
Предложения по внесению изменений в вышеуказанные законодательные акты неоднократно рассматривались Общественной палатой Российской Федерации, и хотя в результате этих обсуждений пока не выработано общее единое мнение, многие инициативы, предоставленные Степаницким Всеволодом Борисовичем, WWF, Региональным отделением ОНФ в Московской области и другими лицами включают в себя большое количество рациональных предложений.
Изменения действующего законодательства должны касаться упразднения ряда ограничений, действующих в границах населённых пунктов, включенных в состав национальных парков и иных особо охраняемых природных территорий:
1) внесение изменений в статьи 6 и 12 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» в части установления прямого запрета на изъятие земель государственных природных заповедников и национальных парков;
2) внесение изменений в статью 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» в части отмены:
- запрета на предоставление на территориях национальных парков земельных участков для индивидуального жилищного строительства в границах населённых пунктов;
- согласования с Минприроды России вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов в границах национальных парках и их охранных зон;
3) внесение изменений в статью 51.1 Градостроительного кодекса РФ в части отмены обязательности рассмотрения в Минприроды России уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства;
4) внесение изменений в статью 51 Градостроительного кодекса РФ в части отмены требования о получении в Минприроды России разрешения на строительство, реконструкцию и на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в населённых пунктах;
5) внесение изменений в статью 27 Земельного кодекса РФ в части отмены запрета на приобретение земельных участков в собственность в пределах земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, включённых в состав ООПТ в границах населённых пунктов, имеющих установленные границы;
6) внесение изменений в статью 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» в части отмены требования обязательности проведения государственной экологической экспертизы для социально значимых объектов капитального строительства, в границах населенных пунктах, расположенных на ООПТ.
Проанализировав предложенный проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Проект закона), следует отметить, что он не избавляет граждан от лишних бюрократических проволочек при принятии решений, но в то же время значительным образом ослабит существующие природоохранные режимы национальных парков.
Статья 1 Проекта закона
Предложенное дополнение п.2.1 ст.12 противоречиво и неудобопонимаемо:
«2.1. Земельные участки в границах населенных пунктов, расположенных в зоне хозяйственного назначения национального парка, не изымаются из оборота, если в отношении указанных участков не могут быть установлены иные изъятия и ограничения, установленные земельным законодательством и не связанные с вхождением указанных земельных участков в состав земель особо охраняемых природных территорий, и могут передаваться в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность при соблюдении нижеследующего условия:
- в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о границах такого населенного пункта.
Земельные участки, указанные в настоящем пункте, передаются в порядке, установленном земельным законодательством.»
Во-первых, из первой части предлагаемого пункта ясно, что это земли особо охраняемой природной территории – национального парка, а дальше нет четкой формулировки: «не изымаются из оборота, если в отношении указанных участков не могут быть установлены иные изъятия и ограничения, установленные земельным законодательством…».
Если это ООПТ – это уже установленные ограничения. Земельные участки, которые входят в территорию национального парка не все передаются в федеральную собственность учреждениям, осуществляющим управление национальным парком (так как допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников).
Пунктом 3 статьи 12 действующей редакции Закона «Об особо охраняемых природных территориях» запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
- «не изымаются из оборота» (не ясно, изымаются из «оборота» ООПТ или «оборота» населенного пункта);
- «иные изъятия и ограничения, установленные земельным законодательством» (не ясно, какие «изъятия»; ограничения могут устанавливаться не только земельным законодательством, а также природоохранным, по охране культурного наследия, Федеральным законом от 27 мая 1996 г. №57-ФЗ «О государственной охране» и т.п.);
- «не связанные с вхождением указанных земельных участков в состав земель особо охраняемых природных территорий», они уже входят в ООПТ(!), или возможно авторы имеют в виду включение земель в особо охраняемую зону национального парка?
Если нет четких формулировок, и статью можно толковать по-разному, ее нужно объяснять, то это явный коррупционный фактор.
Изменения в пункт 1 статьи 14
«1. Создание национальных парков, расширение территорий национальных парков, изменение границ национальных парков, исправление технических ошибок в определении границ национальных парков осуществляются решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Предложения, касающиеся изменения границ национальных парков, исправления технических ошибок в определении границ национальных парков, расширения территорий национальных парков, подлежат рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, порядок проведения которых устанавливается Правительством Российской Федерации.».
«Изменение» границ национальных парков включает в себя понятие «расширение», в то же время понятие «изменение» не применялось и не должно применяться, чтобы исключить законную возможность уменьшения территории национальных парков.
На основании сказанного считаем, что внесение предложенных изменений в п. 1 ст.14 НЕДОПУСТИМО.
Внесение изменений в пункт «г» пункта 2 ст.15.
«г) предоставление на территориях национальных парков земельных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2.1 статьи 12 настоящего Федерального закона;».
Ссылка на пункт 2.1. статьи 12 Проекта закона некорректна, на основании вышеуказанных замечаний нет четких формулировок, и статью можно толковать по-разному, это явный коррупционный фактор.
Внесение изменений в пункт 3 статьи 16
«после слов «осуществляющим управление национальными парками, за исключением» дополнить словами «земельных участков, указанных в пункте 2.1 статьи 12 настоящего Федерального закона,».
Ссылка на пункт 2.1. статьи 12 Проекта закона некорректна, на основании вышеуказанных замечаний нет четких формулировок, и статью можно толковать по-разному, это явный коррупционный фактор.
Статья 2 Проекта закона
Учитывая, что не могут быть приняты предложенные Проектом закона изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации не может рассматриваться.