Версия для слабовидящих

Заключение по итогам экспертизы проекта федерального закона № 974393-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

05.10.2020

Уже давно назрела необходимость совершенствования законодательства в сфере  урегулирования природопользования и земельно-имущественных отношений в границах населенных пунктов, включённых в состав особо охраняемых природных территорий, с целью минимизации социальных конфликтов.

В силу различных причин,  наибольший резонанс эти конфликты получили на ООПТ федерального значения и, в первую очередь – в национальных парках. Основная причина этих конфликтов - положения законодательства, существенно ущемляющие интересы граждан.

Для решения этих проблем необходимо принять закон, которым внести изменения в пять Федеральных законов: «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», Земельный кодекс РФ и Градостроительный кодекс РФ.

Предложения по внесению изменений в вышеуказанные законодательные акты неоднократно рассматривались Общественной палатой Российской Федерации, и хотя в результате этих обсуждений пока не выработано общее единое мнение, многие инициативы, предоставленные Степаницким Всеволодом Борисовичем, WWF, Региональным отделением ОНФ в Московской области и другими лицами включают в себя большое количество рациональных предложений.

Изменения действующего законодательства должны касаться упразднения ряда ограничений, действующих в границах населённых пунктов, включенных в состав национальных парков и иных особо охраняемых природных территорий:

1) внесение изменений в статьи 6 и 12 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» в части установления прямого запрета на изъятие земель государственных природных заповедников и национальных парков;

2)  внесение изменений в статью 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» в части отмены:

- запрета на предоставление на территориях национальных парков земельных участков для индивидуального жилищного строительства в границах населённых пунктов;  

- согласования  с Минприроды России вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов в  границах национальных парках и их охранных зон;

3)   внесение изменений в статью  51.1 Градостроительного кодекса РФ в части отмены обязательности рассмотрения в Минприроды России уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства; 

4)   внесение изменений в статью  51 Градостроительного кодекса РФ в части отмены требования о получении в Минприроды России разрешения на строительство, реконструкцию и на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в населённых пунктах;  

5) внесение изменений в статью 27 Земельного кодекса РФ в части отмены запрета на приобретение земельных участков в собственность в пределах земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, включённых в состав ООПТ в границах  населённых пунктов, имеющих установленные границы;

6)  внесение изменений в статью 11 Федерального закона  «Об экологической экспертизе» в части отмены требования обязательности проведения государственной экологической экспертизы  для социально значимых объектов капитального строительства, в границах населенных пунктах, расположенных на ООПТ.

Проанализировав предложенный проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Проект закона), следует отметить, что он не избавляет  граждан  от  лишних бюрократических проволочек при принятии решений, но в то же время значительным образом ослабит существующие природоохранные режимы национальных парков.

Статья 1 Проекта закона

Предложенное дополнение п.2.1 ст.12 противоречиво и неудобопонимаемо:

«2.1. Земельные участки в границах населенных пунктов, расположенных в зоне хозяйственного назначения национального парка, не изымаются из оборота, если в отношении указанных участков не могут быть установлены иные изъятия и ограничения, установленные земельным законодательством и не связанные с вхождением указанных земельных участков в состав земель особо охраняемых природных территорий, и могут передаваться в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность при соблюдении нижеследующего условия:

- в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о границах такого населенного пункта.

Земельные участки, указанные в настоящем пункте, передаются в порядке, установленном земельным законодательством.» 

Во-первых, из первой части предлагаемого пункта ясно, что это земли особо охраняемой природной территории – национального парка, а дальше нет четкой формулировки:  «не изымаются из оборота, если в отношении указанных участков не могут быть установлены иные изъятия и ограничения, установленные земельным законодательством…». 

Если это ООПТ – это уже установленные ограничения. Земельные участки, которые входят в территорию национального парка не все передаются в федеральную собственность учреждениям, осуществляющим управление национальным парком (так как допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников). 

Пунктом 3 статьи 12 действующей редакции Закона  «Об особо охраняемых природных территориях» запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

 - «не изымаются из оборота» (не ясно, изымаются из «оборота» ООПТ или «оборота» населенного пункта);

- «иные изъятия и ограничения, установленные земельным законодательством» (не ясно, какие «изъятия»; ограничения могут устанавливаться не только земельным законодательством, а также  природоохранным, по охране культурного наследия, Федеральным законом от 27 мая 1996 г. №57-ФЗ «О государственной охране» и т.п.);

- «не связанные с вхождением указанных земельных участков в состав земель особо охраняемых природных территорий», они уже входят в ООПТ(!), или возможно авторы имеют в виду включение земель в особо охраняемую зону национального парка? 

Если нет четких формулировок, и статью можно толковать по-разному,  ее нужно объяснять, то это явный коррупционный фактор. 

Изменения в  пункт 1 статьи 14 

«1. Создание национальных парков, расширение территорий национальных парков, изменение границ национальных парков, исправление технических ошибок в определении границ национальных парков осуществляются решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Предложения, касающиеся изменения границ национальных парков, исправления технических ошибок в определении границ национальных парков, расширения территорий национальных парков, подлежат рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, порядок проведения которых устанавливается Правительством Российской Федерации.».

«Изменение» границ национальных парков включает в себя понятие «расширение», в то же время понятие «изменение» не применялось и не должно применяться, чтобы исключить законную возможность уменьшения территории национальных парков. 

На основании сказанного считаем, что внесение предложенных изменений в п. 1 ст.14 НЕДОПУСТИМО.

Внесение изменений в пункт «г» пункта 2 ст.15.

«г) предоставление на территориях национальных парков земельных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2.1 статьи 12 настоящего Федерального закона;».

Ссылка на пункт 2.1. статьи 12 Проекта закона некорректна, на основании вышеуказанных замечаний нет четких формулировок, и статью можно толковать по-разному, это явный коррупционный фактор.

Внесение изменений в пункт 3 статьи 16 

«после слов «осуществляющим управление национальными парками, за исключением» дополнить словами «земельных участков, указанных в пункте 2.1 статьи 12 настоящего Федерального закона,».

Ссылка на пункт 2.1. статьи 12 Проекта закона некорректна, на основании вышеуказанных замечаний нет четких формулировок, и статью можно толковать по-разному,  это явный коррупционный фактор.

Статья 2 Проекта закона

Учитывая, что не могут быть приняты предложенные Проектом закона изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации  не может рассматриваться.

Обратная связь
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс
ГРАФИК ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН ЧЛЕНАМИ ОП РК Общественный мониторинг Ежегодный доклад Общественной палаты Республики Крым "О состоянии гражданского общества в Республике Крым в 2022 году" Психологическая консультация
Мнения
Ольга Безугловец о проблемах ГТО Ольга Безугловец о проблемах ГТО
В 2024 году Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» исполнилось 10 лет со дня его возрождения. С 2014 года ОП РФ проводит ежегодный всероссийский общественный мониторинг по сбору предложений, направленных на совершенствование повсеместной реализации комплекса ГТО в субъектах РФ.
Все мнения