Версия для слабовидящих

Заключение Общественной палаты Республики Крым

25.03.2025

Заключение Общественной палаты Республики Крым по итогам проведения общественной экспертизы проекта Закона Республкики Крым «О порядке принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с политическими репрессиями, и членов их семей в случае возвращения на прежнее место жительства в Республике Крым»

В Общественной палате Республики Крым проведена общественная экспертиза проекта закона Республики Крым «О порядке принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с политическими репрессиями, и членов их семей в случае возвращения на прежнее место жительства в Республике Крым».

Общественную экспертизу проводили члены Экспертного совета, сформированного при Общественной палате.  

В ходе осуждения представленного документа было отмечено, что в соответствии со статьями 13 и 16 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий» - «Признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации»,  «Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. «Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации».

В статье 2 представленного законопроекта определены категории лиц, которые наделены правом на обеспечение жилыми помещениями. Отмечено, что редакция части 1 статьи 2 законопроекта соответствует Закону РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-I. При этом, законность ограничения прав этих лиц, указанные в части 2 данной статьи (в части лиц, обеспеченных жилыми помещениями на основании ЗРК №130-ЗРК/2015) вызывает сомнения, так как подобные ограничения были предметом судебного разбирательства в Конституционном суде РФ «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» в связи с жалобами граждан А.Л. Мейсснер,                Е.С. Михайловой и Е.Б. Шашевой" в 2019 году.

В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 10.12.2019 года №39-П, - «Субъекты Российской Федерации, … имеют возможность наряду с основными гарантиями прав граждан, закрепленными федеральным законом, установить в своем законе или ином нормативном правовом акте дополнительные гарантии этих прав, направленные на их конкретизацию, создание дополнительных механизмов их реализации, с учетом региональных особенностей (условий) и с соблюдением конституционных требований о непротиворечии законов субъектов Российской Федерации федеральным законам и о недопустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина в форме иной, нежели федеральный закон.

Осуществляя такое регулирование, законодатель субъекта Российской Федерации не должен вводить процедуры и условия, которые искажают само существо тех или иных конституционных прав, и снижать уровень гарантий, закрепленных на основе Конституции Российской Федерации федеральными законами, а также вводить какие-либо ограничения конституционных прав и свобод, поскольку таковые - в определенных Конституцией Российской Федерации целях и пределах - может устанавливать только федеральный законодатель (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 1996 года N 15-П, от 18 июля 2012 года N 19-П и др.)».

Из представленного постановления Конституционного суда РФ следует, что реализация, предусмотренного статьей 40 Конституции РФ права на жилье каждым человеком, не может быть препятствием для реализации права, предусмотренного ст.52,53 Конституции РФ (Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба; Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц).

В остальной части законопроект имеет четкую структуру, предусматривает конкретный порядок ведения соответствующего учета граждан, порядок постановки на учет и снятия с него, конкретный порядок реализации соответствующего права.

Таким образом, в Общественной палате Республики Крым был поддержан проект представленного закона Республики Крым с учетом замечаний, изложенных выше относительно введения дополнительных ограничений прав граждан.

Обратная связь
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс
Анонсы
18 АПРЕЛЯ 2025
18 апреля 2025 года в 12:00 состоится «круглый стол» Общественной палаты РФ и Общественной палаты РК в формате ВКС на тему: «Манифест Екатерины Великой – победа России. Историческая преемственность двух дат: весна 1783 – весна 2014».
Все анонсы
ГРАФИК ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН ЧЛЕНАМИ ОП РК Общественный мониторинг ЕЖЕГОДНЫЙ ДОКЛАД ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «О состоянии гражданского общества в Республике Крым в 2024 году» Психологическая консультация
Мнения
Николай Тищенко: Отменено освобождение от НДФЛ доходов свыше 50 миллионов рублей при продаже акций и долей в уставном капитале Николай Тищенко: Отменено освобождение от НДФЛ доходов свыше 50 миллионов рублей при продаже акций и долей в уставном капитале
С 1 января 2025 года вступает в силу изменение налогового законодательства Российской Федерации, которое касается отмены освобождения от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) для тех граждан, чьи доходы от продажи акций и долей в уставных капиталах российских компаний превышают 50 млн руб. Это важное нововведение затрагивает интересы многих инвесторов и предпринимателей, поэтому стоит рассмотреть его подробнее.
Все мнения