Версия для слабовидящих

Заключение Общественной палаты Республики Крым по результатам проведения общественной экспертизы проекта закона Республики Крым «О внесении изменений в Конституцию Республики Крым»

18.02.2022

В Общественной палате Республики Крым состоялось проведение общественной экспертизы проекта закона Республики Крым «О внесении изменений в Конституцию Республики Крым».

Законопроектом предлагается внести изменения в Конституцию Республики Крым, касающиеся вопросов организации, функционирования и взаимодействия органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления как органов, составляющих единую систему публичной власти в Республике Крым, а также внести ряд редакционных изменений в целях согласования норм законодательства Республики Крым.

В обсуждении законопроекта принимали участие члены Комиссии Общественной палаты по вопросам общественной экспертизы нормативных правовых актов, а также представители экспертного сообщества. В соответствии с Регламентом Общественной палаты обсуждение проводилось в дистанционном формате. 

При работе над представленным документом участниками обсуждения было отмечено следующее.

Согласно пояснительной записки законопроект направлен на приведение Конституции Республики Крым в соответствие с Законом Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», Федеральными законами от 22 декабря 2020 года № 439-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», от 22 декабря 2020 года № 440-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

Содержание законопроекта в целом соответствует указанной в пояснительной записке цели.

При этом имеется замечание относительно должности заместителя Главы Республики Крым.

Так, в законопроекте определяется возможность назначать заместителей Главы Республики Крым. Однако, не определено количество таких заместителей. При этом считаем, что наиболее эффективным, в таком случае, является наличие лишь одного заместителя (так как основное обеспечение функционирования института Главы Республики Крым осуществляется Советом министров Республики Крым, включающего в себя достаточное количество заместителей и министров. В частности, на момент рассмотрения законопроекта в Совет министров Республики Крым входит 1 председатель, 7 заместителей председателя (2 из которых замещают должность министров) и 15 министров (17 – при учете заместителей).  

Кроме того, в законопроекте не определен правовой статус заместителя Главы Республики Крым, а именно: 1) не указаны требования, предъявляемые к кандидату на данную должность (следует принять во внимание то, что заместитель может в случае отсутствия Главы Республики Крым временно исполнять его обязанности); 2) не определены полномочия заместителя, что свидетельствует о наличии правовой неопределенности в части роли и значения данного должностного лица в системе государственного аппарата Республики Крым.

Также Комиссией предлагается дополнить законопроект положением о внесении изменений в статью 78 Конституции Республики Крым исходя из нижеописанного.

Конституция Республики Крым провозглашает Крым как демократическое государство в составе Российской Федерации (статья 1), источником власти в котором является ее народ (часть 1 статьи 2), осуществляющий государственную власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2 статьи 2).

Демократические начала любого государства выражаются в возможности народа (общества) участвовать в управлении государством и решении вопросов государственного и местного значения.

Важным проявлением демократии является участие общества в законотворческом процессе, который обеспечивает возможность с помощью законов регулировать наиболее важные в государстве отношения.

При этом в соответствии с принципом демократизма в законе, как акте обладающим высшей юридической силой, должна быть отражена воля народа, такие правила поведения, которые позволят удовлетворить, как интересы общества в целом, так и его отдельных групп.

Поэтому вопрос о субъектном составе и количестве субъектов, участвующих в процесс создания и принятия закона, является существенным и значимым для обеспечения эффективного законотворчества.

На основе проведенного исследования конституций и уставов 85 субъектов Российской Федерации следует, что на данный момент правом законодательной инициативы обладают общественные палаты в 19 субъектах Российской Федерации, а именно: Республики Башкортостан, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Тыва, Камчатском крае, Брянской области, Воронежской области, Кировской области, Костромской области, Курской области, Оренбургской области, Псковской области, Самарской области, Саратовской области, Тамбовской области, Тверской области, Ульяновской области, городе федерального значения Севастополе, Еврейской автономной области.

При этом в некоторых субъектах Российской Федерации количество субъектом права законодательной инициативы достигает 17. В среднем количество таких субъектов по Российской Федерации составляет 9-12. Так, например, согласно Устава города Москвы, количество субъектов права законодательной инициативы составляет 13. В предлагаемом законопроекте указано 6 субъектов права законодательной инициативы. При этом все они, кроме депутатов и представительных органов местного самоуправления, не относятся к институтам гражданского общества, а являются органами государства. 

Поэтому предлагает подпункт а пункта 22) законопроекта изложить в следующей редакции:

«часть 1 изложить в следующей редакции: "1. Право законодательной инициативы в Государственном Совете Республики Крым принадлежит депутатам и комитетам Государственного Совета Республики Крым, Главе Республики Крым, Совету министров Республики Крым, прокурору Республики Крым, представительным органам местного самоуправления, Общественной палате Республики Крым. Право законодательной инициативы также принадлежит территориальному органу Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым по вопросам его ведения.";

С учетом вышеизложенного, Общественная палата Республики Крым поддерживает законопроект с учетом указанных предложений.