Заключение Общественной палаты Республики Крым на проект федерального закона «О системе пробации в Российской Федерации»

06.07.2021

В Общественной палате Республики Крым было проведено обсуждение проекта федерального закона «О системе пробации в Российской Федерации». В работе приняли участие члены комиссии Общественной палаты Республики Крым по вопросам общественной экспертизы нормативных правовых актов и представители ОНК Республики Крым.

В ходе осуждения было отмечено следующее. Законопроект подготовлен  Министерством юстиции Российской Федерации. Согласно пояснительной записке законопроект разработан в целях развития механизмов эффективной ресоциализации лиц, подвергшихся уголовному наказанию, не связанному с лишением свободы, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, реабилитации и интеграции лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в общество.

Положениями проекта федерального закона предлагается создать единую систему пробации в Российской Федерации, представляющую собой совокупность органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере пробации, определить правовые, организационные основы деятельности органов, полномочия и обязанности учреждений и организаций, порядок взаимодействия органов, осуществляющих пробацию, с иными органами государственной власти, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, средствами массовой информации, общественными организациями, а также установлены принципы и меры социальной адаптации и социальной реабилитации категории лиц, в отношении которых они могут применяться.

При этом координирующей функцией в сфере пробации будут наделяться уголовно-исполнительные инспекции.

По мнению участников обсуждения, законопроект приводит к достижению обозначенных в пояснительной записке целей, его нормы позволяют обеспечить решение проблем, связанных с ресоциализацией и социальной адаптацией освободившихся осужденных.

Отмечено, что данным документом предлагается создание структуры, призванной работать с освободившимися из мест заключения бывшими осужденными, в том числе в оказании им помощи в поиске работы и решении других социальных вопросов.

В соответствии со статьей 57 законопроекта в целях предоставления социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых и срочных социальных услуг лицам, в отношении которых применяется постпенетенциарная пробация, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, коммерческими и некоммерческими, в том числе религиозными организациями и общественными объединениями, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также иными индивидуальными предпринимателями могут создаваться центры социальной адаптации. Аналогичная норма закреплена и в п.7 статьи 45, где указано, что органы государственной власти субъектов РФ могут создавать подобные центры. Такое право закреплено и за органами местного самоуправления (п.2 статьи 46 законопроекта). Кроме того, пунктом 1 статьи 53 предусматривается направление лиц, полностью или частично утративших способность к самообслуживанию, в центры социальной адаптации.   

Необходимость создания специальной системы по работе с освободившимися осужденными, не входящей в систему ФСИН, назрела давно. Согласно данным ФСИН, примерно треть из отбывающих наказание в колониях, попадают туда в третий и более раз.

Само собой разумеется, что на проведение данных мероприятий потребуется достаточное финансирование (строительство центров, их содержание, оплата труда работников центров и т.п.),  при этом в финансово-экономическом обосновании к законопроекту указано, что принятие данного законопроекта не потребует выделения дополнительных финансовых средств из федерального бюджета и иных бюджетов Российской Федерации и изменений финансовых обязательств государства.

Нормы, регулирующие вопросы финансирования направлений этой деятельности (поскольку правом на учреждение таких центров обладают и органы гос.власти субъектов и органы местного самоуправления) отсутствуют, что не соответствует тому объему полномочий, которые возлагают на органы государственной власти субъектов и органов местного самоуправления. 

С учетом вышеизложенного Общественная палата Республики Крым поддерживает предложенный законопроект при условии урегулирования в нем вопросов финансирования по деятельности центров социальной адаптации, иначе данные предписания будут не выполнимы для органов власти и местного самоуправления.

Интернет-приемная
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс
Анонсы
18 СЕНТЯБРЯ 2021 г.
18 сентября (сб) в 15:00 – 15:30 в сопровождении Председателя ОП РК Александра Форманчука и представителей МИД РФ планируется визит делегации иностранных наблюдателей в Центр общественного наблюдения (ул. Севастопольская, дом 8, этаж 2, каб.84).
17-19 СЕНТЯБРЯ 2021 г.
C 17 по 19 сентября с 8:00 до 20:00 в Центре общественного наблюдения в Республике Крым (по адресу ул. Севастопольская, дом 8, этаж 2, каб.84) будет организована работа Регионального общественного штаба по наблюдению за выборами.
Все анонсы

Ежегодный доклад Общественной палаты Республики Крым 2020 г.

Открыта «горячая линия» Мониторинговой группы по контролю за соблюдением прав  человека нынешней властью Украины по отношению к гражданам  Российской Федерации, проживающим в Крыму

Государственная поддержка ННО
Мнения
Иван Абажер: «Посеешь ветер, пожнешь бурю» Иван Абажер: «Посеешь ветер, пожнешь бурю»
Для нас, крымчан, уже стало привычным выступление западных стран под аккомпанемент США с непосредственным участием Украины. Мы воспринимаем все это с улыбкой, потому что все, что они говорят, зеркальное отражение того, как Украина относится к крымчанам. 
Все мнения