Рассмотрев проект закона Республики Крым «О внесении изменений в Закон Республики Крым «Об охране труда в Республике Крым» (далее - законопроект) сообщаем.
Согласно пояснительной записке данным законопроектом предлагается внести изменения в Закон Республики Крым «Об охране труда в Республике Крым» от 17.12.2014 № 33-ЗРК/2014 и привести нормы действующего закона в соответствие с нормами Трудового кодекса Российской Федерации в части совершенствования механизмов стимулирования работодателей к улучшению условий труда работников, обеспечения приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве.
Законопроект обусловлен принятием Федерального закона от 02.07.2021 №311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», которым внесены изменения в X раздел Трудового кодекса Российской Федерации «Охрана труда» и необходимостью совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; содействия исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в реализации полномочий в сфере управления охраной труда, осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового прав.
Обращаем внимание на следующие замечания к проектируемому регулированию.
В соответствии со статьёй 1 законопроекта предлагается внести следующие изменения:
1) статью 2 изложить в следующей редакции:
«Основные понятия, используемые в настоящем Законе, используются в значениях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.»
Предлагаемая норма несет в себе неточную (абстрактную) формулировку. В статье 2 Закона Республики Крым «Об охране труда в Республике Крым» от 17.12.2014 № 33-ЗРК/2014 в действующей редакции приведены основные понятия используемые для целей закона, также принятый Федеральный закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» внесет соответствующие изменения в статью 209 «Основные понятия».
Пунктом 2 законопроекта предлагается внести изменения в статью 3 «Сфера действия настоящего закона», так в частности, определяется круг лиц, на которых распространяется проектируемое регулирование.
Пункт 2 законопроекта содержит формулировки, не соответствующие принципу правовой определенности: «иных лиц, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Крым»
Указанный пункт законопроекта предусматривает возможности установления дополнительного круга лиц, на которых распространяется проектируемое регулирование, в том числе на уровне нормативных правовых актов Республики Крым.
Возможность расширение состава предлагаемого регулирования представляется необоснованным.
Пунктом 3 Статьи 7 предлагаемого законопроекта предусмотрено в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда.
Редакция законопроекта предлагает структуру службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определять работодателю с учетом федерального законодательства.
Статьей 1 Федерального закона от 02.07.2021 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», определено, что «структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Также, приказом Минтруда России от 31.01.2022 № 37 «Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда» (начало действия документа - 01.03.2022) Рекомендации рекомендуются к применению работодателями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности при формировании структуры службы охраны труда, определения и обоснования необходимой численности работников службы охраны труда, установления должностных обязанностей и их распределения между указанными работниками с учетом специфики деятельности работодателя. На основании Рекомендаций и специфики своей деятельности работодатель устанавливает конкретные требования к структуре службы охраны труда и штатной численности ее работников.
В редакции законопроекта предусмотрено внесение изменений в статью 8 Закона Республики Крым «Об охране труда в Республике Крым», а именно: «Права и обязанности сторон трудовых отношений (работника и работодателя) в области охраны труда определяются Трудовым кодексом Российской Федерации.»
Предлагаемая норма несет в себе неточную (абстрактную) формулировку, кроме того, определяет права и обязанности исключительно сторон трудовых отношений.
В редакции законопроекта предусмотрено внесение изменений в статью 9 Закона Республики Крым «Об охране труда в Республике Крым», а именно: «Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, регулируются положениями Трудового кодекса Российской Федерации».
Предлагаемая норма несет в себе неточную (абстрактную) формулировку, кроме того, гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, регулируется не только Трудовым кодексом Российской Федерации. Например, статьей 37 Конституции Российской Федерации гарантируется право каждого гражданина на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Статьями 8, 9 законопроекта признаются утратившими силу статьи 10 «Обязанности работника по обеспечению охраны труда», 11 «Права работодателя», 12 «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда»
Статьей 1 Федерального закона от 02.07.2021 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» вводится отдельная глава «35. Права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда». Данная глава Трудового кодекса Российской Федерации дополнена статьями 214.1 и 214.2 «Запрет на работу в опасных условиях труда» и «Права работодателя в области охраны труда», статьями 216.2 и 216.3 «Право работника на получение информации об условиях и охране труда» «Обеспечение права работников на санитарно-бытовое обслуживание», в том числе претерпят изменения ранее действующие нормы в части прав и обязанностей работников. Своего отображения в Законе Республики Крым «Об охране труда в Республике Крым» данные нормы не нашли, более того статьями 8, 9 в предлагаемой редакции законопроекта признаются утратившими силу статьи Закона Республики Крым «Об охране труда в Республике Крым» от 17.12.2014 № 33-ЗРК/2014, которые регулируют права и обязанности работника и работодателя.
Статьей 15 предлагаемой редакции законопроекта устанавливается, что вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, а также порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров и их периодичность устанавливаются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Однако, Трудовой кодекс Российской Федерации не устанавливает порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров и их периодичность. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.07.2021 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» статья 220 «Медицинские осмотры некоторых категорий работников» изложена в редакции:
«Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников, указанных в части первой настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров и их периодичность устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.»
Пунктом 6 статьи 15 предлагаемой редакции законопроекта устанавливается, что работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пункте отсутствует отсылочные нормы на законодательство Республики Крым, а норма ссылается исключительно на нормативно-правовые акты Российской Федерации. Например, Приказом Министерства здравоохранения Республики Крым от 07.07.2016 № 1036 «Об организации обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности» утверждены перечни врачебных комиссий, положение об организации деятельности врачебных комиссий и формы. Данный приказ разработан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности».
Претерпит изменения статья 21 «Общественный и профсоюзный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда» Закона Республики Крым «Об охране труда в Республике Крым» от 17.12.2014 № 33-ЗРК/2014, так предлагается изложить данную статью в следующей редакции : «Контроль профессиональных союзов за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.
Контроль профессиональных союзов за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда регулируется положениями Трудового кодекса Российской Федерации и федеральным законодательством.»
Так предлагается полностью исключить норму об общественном контроле за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда на территории Республики Крым.
В предлагаемой редакции контроль представлен исключительно профессиональным союзам, что ставит в неравные условия работников, не состоящих в профсоюзах, работников организаций, где профсоюзная организация не создана. Федеральный закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» не содержит норм, вносящих изменения порядок проведения общественного контроля.
Статья 210 «Основные направления государственной политики в области охраны труда» (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 311-ФЗ) определит государственную политику, в том числе, как содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.
Законом Республики Крым от 30.09.2015 № 145-ЗРК/2015 «О порядке организации и осуществления общественного контроля на территории Республики Крым» установлен порядок организации и осуществления общественного контроля на территории Республики Крым. Нормы данного закона не нашли своего отображения в предлагаемой редакции законопроекта, и более того, предлагается исключение понятия общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда на территории Республики Крым.
На основании проведенной оценки сделаны следующие выводы:
о недостаточном обосновании решения проблем предложенным способом регулирования;
о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению.
Из предложенного законопроекта не усматривается установление приоритета работы по предупреждению и профилактики опасностей и минимизации повреждения здоровья работников на территории Республики Крым, совершенствования механизмов стимулирования работодателей к улучшению условий труда работников, обеспечения приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве, как было заявлено авторами законопроекта в пояснительной записке.
Таким образом, считаем, что предложенный законопроект не решит проблем в сфере охраны труда в Республике Крым по существу.