Версия для слабовидящих

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБЩЕСТЕННОЙ ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТА ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ»

24.02.2022

Рассмотрев проект закона Республики Крым «О внесении изменений в Закон Республики Крым «Об охране труда в Республике Крым» (далее - законопроект) сообщаем.

Согласно пояснительной записке данным законопроектом предлагается внести изменения в  Закон Республики Крым «Об охране труда в Республике Крым» от 17.12.2014 № 33-ЗРК/2014 и привести нормы действующего закона в соответствие с нормами Трудового кодекса Российской Федерации в части совершенствования механизмов стимулирования работодателей к улучшению условий труда работников, обеспечения приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве.

Законопроект  обусловлен принятием Федерального закона от 02.07.2021                №311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», которым внесены изменения в X раздел Трудового кодекса Российской Федерации «Охрана труда» и необходимостью совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; содействия исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в реализации полномочий в сфере управления охраной труда, осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового прав.

Обращаем внимание на следующие замечания к проектируемому регулированию.

В соответствии со статьёй 1 законопроекта предлагается внести следующие изменения:

1) статью 2 изложить в следующей редакции:
«Основные понятия, используемые в настоящем Законе, используются в значениях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.»

Предлагаемая норма несет в себе неточную (абстрактную) формулировку. В статье 2  Закона Республики Крым «Об охране труда в Республике Крым» от 17.12.2014 № 33-ЗРК/2014 в действующей редакции  приведены основные понятия используемые  для целей закона, также принятый Федеральный закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» внесет соответствующие изменения  в статью 209 «Основные понятия».

Пунктом 2 законопроекта предлагается внести изменения в статью 3 «Сфера действия настоящего закона», так в частности, определяется круг лиц, на которых распространяется проектируемое регулирование.

Пункт 2 законопроекта содержит формулировки, не соответствующие принципу правовой определенности: «иных лиц, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Крым»

Указанный пункт законопроекта предусматривает возможности установления дополнительного круга лиц, на которых распространяется проектируемое регулирование, в том числе ‎на уровне нормативных правовых актов Республики Крым.

Возможность расширение состава предлагаемого регулирования представляется необоснованным.

Пунктом 3 Статьи 7 предлагаемого законопроекта предусмотрено в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда.

Редакция законопроекта предлагает структуру службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определять работодателю с учетом федерального законодательства.

Статьей 1  Федерального закона от 02.07.2021 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», определено, что «структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Также, приказом Минтруда России от 31.01.2022 № 37 «Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда» (начало действия документа - 01.03.2022) Рекомендации рекомендуются к применению работодателями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности при формировании структуры службы охраны труда, определения и обоснования необходимой численности работников службы охраны труда, установления должностных обязанностей и их распределения между указанными работниками с учетом специфики деятельности работодателя. На основании Рекомендаций и специфики своей деятельности работодатель устанавливает конкретные требования к структуре службы охраны труда и штатной численности ее работников.

В редакции законопроекта предусмотрено внесение изменений в статью 8 Закона Республики Крым «Об охране труда в Республике Крым», а именно: «Права и обязанности сторон трудовых отношений (работника и работодателя) в области охраны труда определяются Трудовым кодексом Российской Федерации.»

Предлагаемая норма несет в себе неточную (абстрактную) формулировку, кроме того, определяет права и обязанности исключительно сторон трудовых отношений.

В редакции законопроекта предусмотрено внесение изменений в статью 9 Закона Республики Крым «Об охране труда в Республике Крым», а именно: «Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, регулируются положениями Трудового кодекса Российской Федерации».

Предлагаемая норма несет в себе неточную (абстрактную) формулировку, кроме того, гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, регулируется не только Трудовым кодексом Российской Федерации. Например, статьей 37 Конституции Российской Федерации гарантируется право каждого гражданина на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Статьями 8, 9 законопроекта признаются утратившими силу статьи 10  «Обязанности работника по обеспечению охраны труда», 11  «Права работодателя», 12  «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда»

Статьей 1 Федерального закона от 02.07.2021 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» вводится отдельная глава «35. Права и обязанности работодателя и работника  в области охраны труда». Данная глава Трудового кодекса Российской Федерации дополнена статьями 214.1 и 214.2  «Запрет на работу в опасных условиях труда» и «Права работодателя в области охраны труда», статьями 216.2 и 216.3  «Право работника на получение информации об условиях и охране труда» «Обеспечение права работников на санитарно-бытовое обслуживание»,  в том числе претерпят изменения  ранее действующие нормы в части прав и обязанностей работников. Своего отображения в Законе Республики Крым «Об охране труда в Республике Крым» данные нормы не нашли, более того статьями 8, 9 в предлагаемой редакции законопроекта признаются утратившими силу статьи Закона Республики Крым «Об охране труда в Республике Крым» от 17.12.2014 № 33-ЗРК/2014, которые регулируют права и обязанности работника и работодателя.

Статьей 15 предлагаемой редакции законопроекта устанавливается, что вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, а также порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров и их периодичность устанавливаются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Однако, Трудовой кодекс Российской Федерации не устанавливает порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров и их периодичность. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.07.2021 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» статья 220 «Медицинские осмотры некоторых категорий работников» изложена в редакции:

«Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников, указанных в части первой настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров и их периодичность устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.»

Пунктом 6 статьи 15 предлагаемой редакции законопроекта устанавливается, что работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 В пункте отсутствует отсылочные нормы на законодательство Республики Крым, а норма ссылается исключительно на нормативно-правовые акты Российской Федерации. Например, Приказом Министерства здравоохранения Республики Крым от 07.07.2016 № 1036 «Об организации обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности» утверждены перечни  врачебных комиссий, положение об организации деятельности врачебных комиссий и формы. Данный приказ разработан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности».

Претерпит изменения статья 21 «Общественный и профсоюзный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда»  Закона Республики Крым «Об охране труда в Республике Крым» от 17.12.2014 № 33-ЗРК/2014, так предлагается изложить данную статью в следующей  редакции : «Контроль профессиональных союзов за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.

Контроль профессиональных союзов за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда регулируется положениями Трудового кодекса Российской Федерации и федеральным законодательством.»

Так предлагается полностью исключить норму об общественном контроле за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда на территории Республики Крым.

В предлагаемой редакции контроль представлен исключительно профессиональным союзам, что ставит в неравные условия работников, не состоящих в профсоюзах, работников организаций, где профсоюзная организация не создана. Федеральный закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» не содержит норм, вносящих изменения порядок проведения общественного контроля.

Статья 210 «Основные направления государственной политики в области охраны труда» (в редакции  Федерального закона от 02.07.2021 № 311-ФЗ) определит государственную политику, в том числе,  как  содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.

Законом Республики Крым от 30.09.2015 № 145-ЗРК/2015 «О порядке организации и осуществления общественного контроля на территории Республики Крым» установлен  порядок  организации и осуществления общественного контроля на территории Республики Крым.  Нормы данного закона не нашли своего отображения в предлагаемой редакции законопроекта, и более того, предлагается исключение понятия общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда на территории Республики Крым.

На основании проведенной оценки сделаны следующие выводы:

о недостаточном обосновании решения проблем предложенным способом регулирования;

о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты ‎и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской ‎и иной экономической деятельности или способствующих их введению.

Из предложенного законопроекта не усматривается установление приоритета работы по предупреждению и профилактики опасностей и  минимизации повреждения здоровья работников на территории Республики Крым, совершенствования механизмов стимулирования работодателей к улучшению условий труда работников, обеспечения приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве, как было заявлено авторами законопроекта в пояснительной записке.

Таким образом, считаем, что предложенный законопроект не решит проблем в сфере охраны труда в Республике Крым по существу.

Официальная группа Общественной палаты Республики Крым Вконтакте Официальная группа Общественной палаты Республики Крым Одноклассники Обратная связь
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК  #СВОИХ НЕ БРОСАЕМ Психологическая консультация Государственная поддержка ННО
Мнения
Анастасия Гридчина о русской культуре Анастасия Гридчина о русской культуре
«Сейчас главная цель Запада выбить из голов европейского обывателя, что Россия может дать миру что-то хорошее. В голову селится мысль о том, что Россия – это не вековая история музыки, живописи и балета, а государство-разрушитель.
А. СИБИЛЕВ: «ЧТО ПОКАЗАЛА СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ НА УКРАИНЕ…» А. СИБИЛЕВ: «ЧТО ПОКАЗАЛА СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ НА УКРАИНЕ…»
24 февраля 2022 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин объявил о начале проведения специальной военной операции по защите населения Донецкой и Луганской Народных Республик, которые на протяжении восьми лет подвергались издевательствам и геноциду со стороны киевского режима. 
Все мнения