Комиссия Общественной палаты Республики Крым по вопросам общественной экспертизы нормативных правовых актов совместно с Комиссией по делам семьи, молодежи, спорта и волонтерству и Комиссией Общественной палаты Республики Крым по вопросам трудовых отношений, социальной политики, здравоохранению и делам ветеранов рассмотрев проект закона Республики Крым № 900/30-10 «О молодежной политике в Республике Крым» (далее – законопроект), отмечают следующее.
Принятие закона Республики Крым «О молодежной политике в Республике Крым» является актуальным и важным, поскольку современная молодежь занимает активную позицию во всех сферах нашей жизни – политической, общественной, социально – экономической, культурной и других. Вместе с тем, у молодежи есть основные проблемы, которые должны решаться в каждом регионе Российской Федерации. Поэтому молодежная политика в Крыму должна максимально эффективно решать насущные проблемы молодежи.
Следует обратить внимание на то, что на федеральном уровне вопросы молодежной политики урегулированы Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». Данный закон имеет рамочный характер, т.к. создает условия для дальнейшего более детального и проработанного регулирования на местах. В федеральном законе также определены основные понятия, которые используются в том числе и в проекте закона Республики Крым.
Понимая актуальность и необходимость в принятии закона о молодежной политике в Крыму следует обратить внимание, что законопроект имеет ряд недостатков.
Учитывая, что рамочный закон уже существует на федеральном уровне, представляется нецелесообразным дублировать такой же закон в Республике Крым.
Более половины содержания проекта закона состоит из операциональных нормативно-правовых предписаний, т.е. предписаний определяющих полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, и почти не содержит таких нормоформирующих нормативно-правовых предписаний как регулятивных и совершенно отсутствуют – охранительные и защитные предписания.
Законы такого содержания приводят к снижению качества и эффективности законодательства в Крыму, понижению значимости и роли закона в системе нормативных правовых актов.
Положения законопроекта не устанавливают новых прав и обязанностей для граждан.
Следует обратить внимание, что согласно статье 1 проекта «закон регулирует отношения в сфере молодежной политики, возникающие при реализации ее основных направлений на территории Республики Крым».
Регулирование отношений осуществляется, в том числе через установление прав и обязанностей субъектов соответствующих общественных отношений. Но как указывалось ранее, проект не устанавливает конкретных прав и обязанностей молодого гражданина, молодой семьи, что свидетельствует о не достижении данным проектом поставленной в статье 1 проекта цели.
Считаем, что проект закона должен содержать следующие положения:
- 1) использование экономических стимулов, в том числе налоговых льгот, повышающих заинтересованность предприятий, учреждений и организаций в предоставлении молодежи бесплатных (льготных) услуг по трудоустройству, в приеме на работу и расширении рабочих мест для молодежи, в профессиональной подготовке, производственном обучении и переподготовке молодых работников;
- 2) предоставление индивидуальным, семейным и коллективным предприятиям молодых граждан льгот по налогообложению и кредитованию, обеспечению средствами производства, помещениями, страхованию их коммерческого риска;
- 3) выдачу поручительств и гарантий под реализацию новаторских, инновационных технологий и проектов;
- 4) финансирование обучения основам предпринимательской деятельности и содействие в разработке учредительных документов;
- 5) установление дотаций (субсидий) и налоговых льгот на покрытие части расходов предпринимателя в первые три года производства товаров и услуг по перечню, устанавливаемому соответствующими органами государственной власти и управления»;
- 6) предоставление одноразовых субсидий для поддержки разработанных в интересах молодежи проектов и предложений, носящих новаторский характер, а также направленных на расширение возможностей самообеспечения молодежи;
- 7) установление стимулов для развития молодежного туризма;
- 8) предоставление молодежи для творческой и инновационной деятельности находящиеся в собственности государства средства, включая средства массовой информации, издательства, выставочные и концертные залы, на договорной основе;
- 9) предоставление во временное пользование талантливой молодежи предметы и инструменты соответствующей творческой деятельности, в том числе имеющие историческое и культурное значение;
- 10) предоставление в пользование молодежным объединениям культурно-исторические и научно-технические объекты при гарантировании их сохранности и функциональной связи с первоначальным назначением таких объектов, а также использования этих объектов для целей развития молодого поколения.
При отсутствии конкретных юридических и экономических гарантий, обеспечивающих отношения в сфере молодежной политики и правовой статус молодого человека и молодой семьи, предлагаемый проект не будет иметь социального эффекта и не решит имеющихся и формирующихся проблем молодежи.
С учетом вышеизложенного, Комиссии Общественной палаты Республики Крым не поддерживают законопроект в текущей редакции.