Версия для слабовидящих

Заключение на проект закона Республики Крым № 1029/30-10 «О регулировании отдельных отношений в сфере оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в Республике Крым»

25.05.2022

Комиссия Общественной палаты Республики Крым по вопросам общественной экспертизы нормативных правовых актов рассмотрев проект закона Республики Крым № 1029/30-10 «О регулировании отдельных отношений в сфере оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в Республике Крым» (далее – законопроект), отмечают следующее.

Юридическим источником регулирования отдельных отношений в сфере оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, в Республике Крым является подпункт 21.4 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который был дополнен Федеральным законом от 29.12.2020 г. № 464-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения» (вступившим в юридическое действие с 01.01.2021).

Подпункт 21.4 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривает, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по организации и осуществлению мероприятий по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, включая создание в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, специализированных организаций для оказания помощи указанным лицам.  

Поэтому установление Государственным советом Республики Крым юридических норм, регулирующих в Крыму отношения в сфере оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения является актуальным и необходимым.

При этом исходя из содержания законопроекта, его принятие в качестве самостоятельного специального закона является нецелесообразным в виду нижеследующего.

Во-первых, законопроект состоит всего из 6 статей, из которых одна – определяет предмет правового регулирования (который виден уже из названия законопроекта), две – определяют полномочия Государственного совета Республики Крым и Совета министров Республики Крым в соответствующей сфере (т.е. являются операциональными нормативно-правовыми предписаниями), одна – определяет, установленный подпунктом 21.4 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» порядок создания и деятельности специализированных организаций, одна – определяет финансирование расходов на закон, одна – определяет момент вступления в действие закона.

Следовательно, из 6 статей лишь одна статья имеет существенное значение для регулирования соответствующих отношений, в то время как остальные 5 статей имеют «технический» и «формальный» характер.

Законопроект не содержит регулятивных, охранительных и защитных нормоформирующих нормативно-правовых предписаний. В случае принятия такого закона это приведет к снижению качества и эффективности законодательства в Крыму, понижению значимости и роли закона в системе нормативных правовых актов. Законы призваны регулировать общественные отношения, устанавливая права и обязанности для из субъектов, а не создавать законы для законов.

Положения законопроекта не устанавливают новых прав и обязанностей для граждан.

Во-вторых, статья 2 законопроекта не устанавливает новых полномочий Государственного совета Республики Крым в связи с тем, что данные полномочия уже предусмотрены пунктом 1 (принятие законов) и 21 (контроль за исполнением законов) статьи 75 Конституции Республики Крым.

Указанные в статье 2 законопроекта полномочия Государственного совета Республики Крым в таком случае являются дублирующими, констатирующими само собой разумеющееся, а именно: полномочия принимать законы и контролировать их исполнение.

Поэтому положения статьи 2 законопроекта не имеют никакой юридической ценности и практического значения.

В-третьих, исходя из содержания пояснительной записки к законопроекту № 709181-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения», на основе которого был принял Федеральный закон от 29.12.2020 г. № 464-ФЗ, основной целью вносимых в федеральное законодательство изменений является исключение ухудшения состояния их здоровья в результате алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Кроме того, исходя из системного толкования положений Правил организации деятельности специализированных организаций для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.06.2021 года № 689н/440н/509 (далее Правила), следует, что целью является обеспечение естественного вытрезвления лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, что в конечном значении сводится к обеспечению здоровья граждан. При этом и прием, и содержание указанных лиц не может сопровождаться без медицинского работника.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что положения статьи 4 законопроекта следует включить в качестве дополнения в Закон Республики Крым «О здравоохранении в Республике Крым», согласно статье 1 которого он регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Республике Крым.

В-четвертых, полномочия Совета министров Республики Крым, закрепленные в статье 3 целесообразно определить в Законе Республики Крым «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», дополнив статью 33 (после 2 абзаца «принимает меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;») следующим: «организует осуществление мероприятий по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения; утверждает государственные программы Республики Крым, содержащие мероприятия в сфере организации и осуществления мероприятий по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения;».

В-пятых, статья 5 законопроекта не устанавливает какой-либо специфики финансирования вопросов по организации и осуществлению мероприятий по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, включая создание в порядке, установленном законом Республики Крым, специализированных организаций для оказания помощи указанным лицам. Она имеет типовой, шаблонный характер в связи с чем отсутствует юридическая целесообразность в ее существовании.

В-шестых, статьей 4 законопроекта предусмотрено, что  специализированные организации для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения, могут создаваться в форме как государственных, так и муниципальных учреждений. Однако, законопроектом не предусмотрено каких-либо полномочий органов местного самоуправления в Республике Крым сфере регулирования отдельных отношений по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в Республике Крым. В связи с этим они лишены возможностей принимать решения, обеспечивающие мероприятия по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения.

Более того, в соответствии с пунктом 2 Правил организация и осуществление мероприятий по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в специализированных организациях осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии со статьей 10 структура бюджетной системы Российской Федерации включает в себя: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты

Поэтому на практике создание муниципальных учреждений для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения, будет вызывать значительные затруднения, либо будет невозможным из-за отсутствия юридического механизма их финансирования на основе местного бюджета. При этом законопроектам не предлагается какого-либо решения данной проблемы.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Общественной палаты Республики Крым по вопросам общественной экспертизы нормативных правовых актов не поддерживают законопроект в текущей редакции, и предлагает разработать законопроект, которым будут внесены изменения в действующее законодательство Республики Крым.

Обратная связь
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс
Анонсы
Социальное партнерство в центре первомайских инициатив Крыма
23 апреля - 11.00. Пресс-конференция "Социальное партнерство в центре первомайских инициатив Крыма".
Все анонсы
ГРАФИК ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН ЧЛЕНАМИ ОП РК Общественный мониторинг Ежегодный доклад Общественной палаты Республики Крым "О состоянии гражданского общества в Республике Крым в 2022 году" Психологическая консультация
Мнения
Ольга Безугловец о проблемах ГТО Ольга Безугловец о проблемах ГТО
В 2024 году Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» исполнилось 10 лет со дня его возрождения. С 2014 года ОП РФ проводит ежегодный всероссийский общественный мониторинг по сбору предложений, направленных на совершенствование повсеместной реализации комплекса ГТО в субъектах РФ.
Все мнения