Комиссия Общественной палаты Республики Крым по вопросам общественной экспертизы нормативных правовых актов рассмотрел проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития городских агломераций и межмуниципального сотрудничества» (далее – законопроект), предлагаемого Правительством Российской Федерации для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, отмечает следующее.
Согласно пояснительной записки законопроект предусматривает внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, необходимых в связи с принятием Федерального закона «О городских агломерациях», а также в целях создания правовых условий для развития межмуниципальных хозяйственных связей.
При этом концептуально такой подход не является приемлемым в связи с тем, что имеется два разных законопроекта (данный и проект федерального закона «О городских агломерациях»), которые друг друга дополняют, но не рассматриваются как единый законопроект, что может привести к существенным нормативно-правовым пробелам в случае непринятия одного из двух указанных законопроектов.
С учетом изложенного, предлагается объединить данный законопроект и проект федерального закона «О государственных агломерациях» в один законопроект. В частности, в рамках проекта федерального закона «О государственных агломерациях» предусмотреть раздел «Заключительные положения», в котором предусмотреть статью 16, содержащую положения о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, предусмотренные настоящим законопроектом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития городских агломераций и межмуниципального сотрудничества» (в качестве примера можно привести Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 г. № 217-ФЗ, которым были внесены изменения в том числе в Гражданский кодекс Российской Федерации).
Кроме того, законопроект имеет следующие недостатки технико-юридического характера.
Законопроект содержит юридико-лингвистическую неопределенность. Так, проектами федеральных законов «О городских агломерациях» и «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части развития городских агломераций и межмуниципального сотрудничества» предусмотрена такая организационно-правовая форма как межмуниципальное предприятие и межмуниципальная компания. В тоже время статьей 1 данного законопроекта в пункте 2 предлагаемых изменений используются термины «межмуниципальные корпоративные предприятия» и «межмуниципальные корпоративные компании», в связи с чем возникает терминологическая неопределенность.
Законопроект может создать юридическую коллизию, т.к. предлагает статью 68 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изложить в новой редакции, в которой закрепить вопросы создания «межмуниципальных корпоративных предприятия и компаний». При этом игнорируется то, что межмуниципальные компании являются некоммерческими организациями. А Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в действующей редакции предусматривает статью 69, которая называется «Некоммерческие организации муниципальных образований» и которой предусмотрена нормативно-правовая регламентация создания муниципальными образованиями именно некоммерческих организаций.
Также следует обратить внимание на то, что в пояснительной записке указано о участии 291 муниципального образования в деятельности межмуниципальных хозяйственных обществ, но предлагаемый законопроект не устанавливает какого-либо правового регулирования в связи с исключением из действующего Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статью 68) таких организационно-правовых форм как межмуниципальных хозяйственных обществ в форме непубличных акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, что может создать правовую неопределенность для их дальнейшего существования.
С учетом вышеизложенного Комиссия Общественной палаты Республики Крым по вопросам общественной экспертизы нормативных правовых актов не поддерживает необходимость внесения данного законопроекта в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации в предложенной редакции.