Комиссия Общественной палаты Республики Крым по вопросам общественной экспертизы нормативных правовых актов рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее законопроект), отмечает следующее.
В целом законопроект является актуальными, необходимыми и обоснованными, направленным на реализацию статьи 7 Конституции Российской Федерации, предусматривающей социальное государство как ценность.
Согласно пояснительной записки целью законопроекта является пресечение неправомерных фактов отказа организаций детского отдыха в приеме детей-инвалидов, детей с ограничениями возможностей здоровья (далее – ОВЗ) и обеспечения реализации гарантий такой категории детей на социальную адаптацию посредством отдыха и оздоровления на общих условиях с иными детьми.
При этом обращено внимание на то, что в законопроекте сохраняется устаревшая терминология относительно указания на субъектов устанавливаемых юридических норм. Так, в законопроекте используются понятия «дети-инвалиды» и «дети с ограниченными возможностями здоровья». В тоже время Комиссия считает, что наиболее оптимальным понятием в данном случае является «ребенок с инвалидностью». Такой термин исключает дискриминационное отношения к ребенку, при том, что исходным понятием остается именно «ребенок», с указанием и дополнительный признак – наличие инвалидности.
Поэтому в порядке дальнейшего совершенствования законодательства в отношении лиц с инвалидностью необходимо проработать возможностью внесения изменений в действующую систему нормативных правовых актов в Российской Федерации с целью замены понятий «ребенок-инвалид» и «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» на «ребенок с инвалидностью».
Пункт 1 статьи 1 законопроекта устанавливает определение инклюзивного отдыха и оздоровление. Однако предложенное определение не раскрывает сути понятия, отождествляя и смешивая инклюзию с равенством, не смотря на то, что это разные как явления, так и понятия.
В этой связи предлагается изложить пункт 1 статьи 1 законопроекта в следующей редакции:
«инклюзивный отдых и оздоровление - обеспечение вовлеченности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в отдых и оздоровление совместно и наравне с детьми, не имеющими ограничений здоровья. Инклюзивный отдых и оздоровление обеспечивается посредством ежегодного определения квоты в организациях отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации».
Также следует указать на то, что содержание законопроекта не обеспечивает достижение его цели, в виду того, что реальное пресечение неправомерных действий в виде отказа организаций детского отдыха в приеме детей-инвалидов, детей с ограничениями возможностей здоровья можно осуществить только с помощью мер государственного принуждения, а именно: мер юридической ответственности и мер по восстановлению нарушенных прав.
Но законопроект не содержит указанных мер, что приведет к неэффективности реализации предлагаемых проектом нормативно-правовых предписаний и как следствие, неисполнению возложенных на организации детского отдыха обязанности по приему детей-инвалидов, детей с ограничениями возможностей здоровья.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Общественной палаты Республики Крым по вопросам общественной экспертизы нормативных правовых актов в целом поддерживают законопроекты с учетом указанных выше значений.
При рассмотрении указанного законопроекта были собраны замечания и предложения заинтересованных лиц.
Так, есть мнение, что в погоне за 10 процентами квоты, детям предоставят рискованные пандусы, не закрывающиеся души, туалеты, неподходящие кровати, и питание в столовой. Не будут детки с инвалидностью успевать за сверстниками. Кроме того, важно учесть особенности медицинской помощи и ухода за детьми. Есть предложение, что организованный отдых детей с инвалидностью должен проходить в специализированных учреждениях.
Крымская региональная общественная организация молодых инвалидов «Реабилитационный центр» представила свои предложения к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- При организации инклюзивного отдыха и оздоровления детей-инвалидов следует уделить внимание разработке учебных программ и обучению профильных специалистов по организации и предоставлению услуг по социальной адаптации и интеграции детей инвалидов в общество.
- Профильным министерствам и ведомствам, региональным органам власти, учреждениям всех форм собственности, организовывающих отдых детей-инвалидов, при организации отдыха следует согласовывать программы с профильными медико-социальными учреждениями и научно-исследовательскими организациями, которые занимаются разработкой программ и подготовкой кадров для работы с данной категорией детей.
- В случае необходимости, предусмотреть размещение сопровождающих лиц в медико-социальных учреждениях, обслуживающих детей-инвалидов.
В заключении следует отметить, что организация отдыха и оздоровления детей с инвалидностью в РК является актуальным вопросом, который требует дальнейшего усовершенствования на законодательном уровне. Так как на практике мы констатируем малую долю мест для оздоровления этой категории детей, неподготовленность материально-технического оснащения и базы, отсутствие подготовленного персонала, а также зачастую отсутствие возможности оздоровления с сопровождающим.
В целом, поддерживаем принятие указанного законопроекта с учетом замечаний и предложений.