Версия для слабовидящих

Заключение на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

01.03.2021

(о расширении перечня лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи)

Комиссия Общественной палаты Республики Крым по вопросам общественной экспертизы нормативных правовых актов рассмотрела проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (о расширении перечня лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи) (далее – законопроект), предложенный депутатами Государственной Думы Российской Федерации, отмечает следующее.

Законопроектом предлагается внести изменения в часть 1 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», дополнив перечень категорий граждан, имеющих право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи:

- гражданами предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно) по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, а также по вопросам, связанным с предоставлением им мер социальной поддержки или дополнительных мер социальной поддержки, государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат;

- неработающими пенсионерами, являющимися получателями страховой пенсии по старости.

В пояснительной записке к законопроекту указывается, что пенсионные споры – одна из наиболее распространенных и вместе с тем сложных категорий споров в сфере социального обеспечения, а данные статистики свидетельствуют о стабильно высоком количестве таких юридических дел.

Комиссией отмечается то, что предлагаемые изменения имеют актуальный характер в силу того, что обеспечивают принцип равенства при реализации права на бесплатную юридическую помощь гражданами, которые относятся к социально незащищенным и уязвимым группам населения. 

Также законопроект способствует воплощению принципа справедливости, позволяющего неработающему пенсионеру и гражданину предпенсионного возраста получить квалифицированную юридическую помощь, независимо от своего имущественного и социального положения.

В соответствии со статьей 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Установление возможности неработающему пенсионеру и гражданину предпенсионного возраста получить квалифицированную юридическую помощь является необходимым элементом формирования правового и социального государства в России.

Однако, формулировка такой категории граждан как «неработающие пенсионеры, являющиеся получателями страховой пенсии по старости» не учитывает того, что к соответствующей социально незащищенной и уязвимой группе населения относится в том числе граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, которые получают пенсию не по старости, а социальную.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия по старости и социальная пенсия это разные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Социальная пенсия назначается в частности гражданам Российской Федерации, достигшим возраста 70 и 65 лет, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста (пункт 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). 

Следовательно, указанные в пункте 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» лица являются пожилыми и получают социальную пенсию. В связи с чем данная одноименная группа субъектов имеет такие же социально-экономические показатели, которыми обладают и неработающие пенсионеры, получающие страховую пенсию по старости. 

Поэтому предлагается изложить пункт 5.2 законопроекта в следующей редакции: «неработающие пенсионеры, являющиеся получателями страховой пенсии по старости, а также граждане Российской Федерации, достигшие возраста 70 и 65 лет, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста, которым назначена социальная пенсия.

Также предлагается дополнить перечень, указанный в законопроекте, такой категорией как лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя. Так, согласно статье 1 Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к ним относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель. Но Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в статье 20 не закрепляет данной категории граждан, несмотря на то, что эти лица также относятся к социально незащищенной и уязвимой группе населения.

Таком образом, на текущий момент в Федеральном законе от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» имеется нормативно-правовой пробел, который имеет дискриминационный характер, так как ставит лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в неравное положение в части возможности получения бесплатной юридической помощи в сравнении с иными социально незащищенными и уязвимыми группами населения (детьми-инвалидами, детьми-сиротами, детьми, оставшимся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детьми, оставшимся без попечения родителей).

Комиссия обращает внимание на то, что в соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» финансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью государственных юридических бюро и (или) оплатой труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных  Федеральным законом, с компенсацией их расходов на оказание такой помощи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Таким образом, внесение указанных изменений в статью 20 Федерального закона повлечет возникновение новых расходных обязательств субъектов Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного Комиссия Общественной палаты Республики Крым по вопросам общественной экспертизы нормативных правовых актов, в целом поддерживает законопроект с учетом значений.

Обратная связь
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс
ГРАФИК ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН ЧЛЕНАМИ ОП РК Общественный мониторинг Ежегодный доклад Общественной палаты Республики Крым "О состоянии гражданского общества в Республике Крым в 2022 году" Психологическая консультация
Мнения
Ольга Безугловец о проблемах ГТО Ольга Безугловец о проблемах ГТО
В 2024 году Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» исполнилось 10 лет со дня его возрождения. С 2014 года ОП РФ проводит ежегодный всероссийский общественный мониторинг по сбору предложений, направленных на совершенствование повсеместной реализации комплекса ГТО в субъектах РФ.
Все мнения