(о расширении перечня лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи)
Комиссия Общественной палаты Республики Крым по вопросам общественной экспертизы нормативных правовых актов рассмотрела проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (о расширении перечня лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи) (далее – законопроект), предложенный депутатами Государственной Думы Российской Федерации, отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в часть 1 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», дополнив перечень категорий граждан, имеющих право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи:
- гражданами предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно) по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, а также по вопросам, связанным с предоставлением им мер социальной поддержки или дополнительных мер социальной поддержки, государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат;
- неработающими пенсионерами, являющимися получателями страховой пенсии по старости.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что пенсионные споры – одна из наиболее распространенных и вместе с тем сложных категорий споров в сфере социального обеспечения, а данные статистики свидетельствуют о стабильно высоком количестве таких юридических дел.
Комиссией отмечается то, что предлагаемые изменения имеют актуальный характер в силу того, что обеспечивают принцип равенства при реализации права на бесплатную юридическую помощь гражданами, которые относятся к социально незащищенным и уязвимым группам населения.
Также законопроект способствует воплощению принципа справедливости, позволяющего неработающему пенсионеру и гражданину предпенсионного возраста получить квалифицированную юридическую помощь, независимо от своего имущественного и социального положения.
В соответствии со статьей 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
Установление возможности неработающему пенсионеру и гражданину предпенсионного возраста получить квалифицированную юридическую помощь является необходимым элементом формирования правового и социального государства в России.
Однако, формулировка такой категории граждан как «неработающие пенсионеры, являющиеся получателями страховой пенсии по старости» не учитывает того, что к соответствующей социально незащищенной и уязвимой группе населения относится в том числе граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, которые получают пенсию не по старости, а социальную.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия по старости и социальная пенсия это разные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Социальная пенсия назначается в частности гражданам Российской Федерации, достигшим возраста 70 и 65 лет, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста (пункт 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Следовательно, указанные в пункте 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» лица являются пожилыми и получают социальную пенсию. В связи с чем данная одноименная группа субъектов имеет такие же социально-экономические показатели, которыми обладают и неработающие пенсионеры, получающие страховую пенсию по старости.
Поэтому предлагается изложить пункт 5.2 законопроекта в следующей редакции: «неработающие пенсионеры, являющиеся получателями страховой пенсии по старости, а также граждане Российской Федерации, достигшие возраста 70 и 65 лет, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста, которым назначена социальная пенсия.
Также предлагается дополнить перечень, указанный в законопроекте, такой категорией как лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя. Так, согласно статье 1 Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к ним относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель. Но Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в статье 20 не закрепляет данной категории граждан, несмотря на то, что эти лица также относятся к социально незащищенной и уязвимой группе населения.
Таком образом, на текущий момент в Федеральном законе от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» имеется нормативно-правовой пробел, который имеет дискриминационный характер, так как ставит лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в неравное положение в части возможности получения бесплатной юридической помощи в сравнении с иными социально незащищенными и уязвимыми группами населения (детьми-инвалидами, детьми-сиротами, детьми, оставшимся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детьми, оставшимся без попечения родителей).
Комиссия обращает внимание на то, что в соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» финансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью государственных юридических бюро и (или) оплатой труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных Федеральным законом, с компенсацией их расходов на оказание такой помощи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Таким образом, внесение указанных изменений в статью 20 Федерального закона повлечет возникновение новых расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного Комиссия Общественной палаты Республики Крым по вопросам общественной экспертизы нормативных правовых актов, в целом поддерживает законопроект с учетом значений.