Комиссия Общественной палаты Республики Крым по вопросам общественной экспертизы нормативных правовых актов рассмотрела предложения гражданина о возможности внесения изменений Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – предложение), отмечает следующее.
- Гражданином предлагается внести изменения в статью 22 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» путем переноса части предписания из абзаца 1 пункта 2 статьи 22 в абзац 1 пункта 1 этой же статьи.
При этом смысл, значение соответствующих предписаний не изменяется. С точки зрения правотворческой техники соответствующее предложение не приводит к совершенствованию правового регулирования, в связи с чем отсутствует юридическая целесообразность в подобным изменениях.
Также гражданином предлагается дополнить абзац 1 пункта 2 статьи 22 в качестве основания для отмены решения о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации статьями 131-135, 209, 210.1, 212, 220, 221, 222, 222.1, 222.2, 223, 223.1, 226, 226.1, 228, 228.1, 228.2, 228.3, 228.4, 229, 229.1, 230, 240, 240.1, 241, 242, 242.1, 242.2, 245.
Однако, соответствующие изменения не будут соответствовать принципам верховенства права, закрепленному в статье 2, 18 Конституции Российской Федерации, в силу того, что право человека на гражданство является одним из важнейших и основополагающих в современных условиях. От реализации права на гражданство зависит возможность реализации иных политических прав, а также дополнительных государственных гарантий и льгот. Именно поэтому основанием для отмены решения о приобретении гражданства является не любое преступление, а лишь такое, которое явно выражает террористический характер или сопряжено с ним.
Привлечение физического лица к уголовной ответственности проследует, прежде всего, цель предупреждения совершения новых преступлений, исправление такого лица. В этой связи, исходя из принципа гуманизма, совершение преступления не террористической направленности не может служить основанием прекращения гражданства.
- Гражданином предлагается внести изменения в абзац 1 статьи 265 Трудового кодекса Российской Федерации в части запрета применения труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на предприятиях, входящих в Сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.
При этом следует обратить внимание, что соответствующий запрет устанавливается для обеспечения права ребенка на здоровье и воспитание (нравственное состояние). Учитывая, что не все работы на предприятиях, входящих в Сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, могут создавать угрозу причинения вреда их здоровью и нравственному развитию, то такое условие является слишком широким и таким, что может безосновательно ограничить право ребенка на работу.
Более того, исходя из буквального толкования абзаца 1 статьи 265 Трудового кодекса Российской Федерации в случае если какие-либо работы на предприятиях, входящих в Сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, будут относиться к работам с вредными и (или) опасными условиями труда, либо работам, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию ребенка, то будет действовать установленный законодателем запрет.
- Гражданином предлагается внести изменения в пункт 2 статьи 5 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части закрепления за уполномоченным федеральным органом исполнительной власти полномочия на ведение сводного реестра приютов и «антикафе с животными».
Во-первых, предлагаемый реестр будет являться новым, что однозначно потребует дополнительных средств из бюджета Российской Федерации (для его разработки, поддержания, организации и ведения).
Во-вторых, согласно положений Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирование организации приютов отнесено к компетенции органов власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем юридически нецелесообразно возлагать обязанность по ведению соответствующего реестра федеральными органами исполнительной власти.
В-третьих, предлагаемые изменения приведут к увеличению «бюрократических» процедур, т.к. потребует установления дополнительных обязанностей для приютов проходить специальную процедуру регистрации.
В-четвёртых, предлагаемые изменения вводит дополнительный термин – «антикафе с животными», который не имеет на данный момент легального определения, в силу чего может создавать неясное, двусмысленное толкование в процессе правоприменения.
- Гражданином предлагается внести изменения в статью 245 Уголовного кодекса Российской Федерации в части увеличения наказания в виде лишения свободы (предлагается увеличить верхний предел наказания с 3 до 5 лет – часть 1; и с 5 до 10 лет).
В качестве обоснования предлагаемых изменений указывается статистика по совершению преступлений, за которые предусмотрена ответственность статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации. Однако статистические данные приводятся лишь за 1,5 года, что не может быть объективными данными свидетельствующие о динамике увеличения количества совершаемых преступлений и необходимости ужесточения наказания.
Более того, сравнительно-правовой анализ действующего уголовного закона показывает, что за похожие составы преступлений, совершенных в отношении человека, установлена аналогичная ответственность (например, предельный срок лишения свободы за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112) - до 3 лет по части 1 и до 5 лет по части 2, за умышленное причинение легкого вреда здоровью (статья 115) – не предусматривает лишения свободы на определенный срок по части 1, и устанавливает максимальный срок лишения свободы до 2 лет по части 2, за побои (статья 116) до 2 лет, за истязания (статья 117) – до 3 лет по части 1 и от 3 до 7 лет по части 2, , что подтверждает соразмерность действующей уголовной ответственности по статье 245 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При этом следует принять во внимание, что родовым объектом соответствующего преступления (в силу указание его в главе 25 Уголовного кодекса Российской Федерации) является общественная нравственность, за посягательство на которую большинство составов предусматривают похожую меру уголовной ответственности, которая установлена на данный момент статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, исходя из принципа гуманизма, учитывая отсутствие значимых и существенных причин, определяющих необходимость ужесточения уголовной ответственности за жестокое обращение с животными, Комиссия не считает своевременным в носить соответствующие изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации.