В Общественной палате рассмотрен проект Закона Республики Крым № 264/30-10 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О статусе депутата Государственного Совета Республики Крым» (далее - законопроект).
Законопроектом предусматривалось внесение в Закон Республики Крым от 10 сентября 2014 года №64-ЗРК «О статусе депутата Государственного Совета Республики Крым» дополнений в части досрочного прекращения полномочий депутата.
В частности, предлагалось ввести такое основание досрочного прекращения полномочий депутата как «отзыв депутата, не оправдавшего доверия избирателей, выразившееся в невыполнении депутатских обязанностей или в нарушении Конституции Республики Крым и законов Республики Крым, по решению избирателей в порядке, установленном законом Республики Крым».
В ходе обсуждения прежде всего отмечено, что на первый взгляд демократичный институт является достаточно противоречивым и может иметь ряд негативных последствий. Поэтому для его введения в законодательство Республики Крым необходимо тщательно изучить как законодательство Российской Федерации, так и природу самого института.
Проведенный анализ федерального законодательства дал основания сделать вывод об отсутствии правового регулирования на федеральном уровне института отзыва депутатов законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, что может быть препятствием для его введения в Республике Крым.
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06 октября
Федеральный закон №184-ФЗ предусматривает отзыв только высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (пункт л, части 1 статьи 19).
Также федеральным законодательством, а именно Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября
Было отмечено, что институт отзыва депутатов стал предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.
Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря
Таким законом, о котором упомянул Конституционный Суд Российской Федерации является Федеральный закон №184-ФЗ, принятый в 1999 году, который не предусматривает возможность отзыва депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня
В 2012 году Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу по делу о признании недействующим пункта 1 статьи 1 Закона Сахалинской области от 15 декабря
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2012 № 64-АПГ12-3 «институт отзыва депутата субъекта Российской Федерации, являясь формой политической ответственности депутата перед избирателем, суть которой в досрочном прекращении полномочий депутата субъекта Российской Федерации, в Конституции Российской Федерации не упомянут. В Федеральном законе от 6 октября
Также в решениях Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (постановление от 7 апреля 2005 года №142/974-4 и постановление от 20 апреля 2005 года №143/981-4) сделан вывод, что «институт отзыва не может быть применен адекватно при использовании смешанной либо полностью пропорциональной избирательной системы. При применении смешанной избирательной системы не обеспечивается равенство депутатов».
Изучение законодательной практики субъектов Российской Федерации показало, что принятые ранее законы об установлении порядка отзыва депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации отменены или их действие приостановлено (о некоторых из них информация в таблице).
Таким образом, участники обсуждения пришли к выводу, что при применении института отзыва могут возникнуть серьезные коллизии по вопросу о допустимости института отзыва и о пределах его применения.
Было принято единодушное согласно которого недопустимо вводить в законодательство Республики Крым институты, которые на практике не будут реализованы, и таким образом загромождать законодательство «мертвыми» нормами.
Помимо отсутствия законодательного регулирования института отзыва на федеральном уровне, следует учитывать и возможные негативные последствия императивного мандата:
1. Институт отзыва функционирует в мажоритарных избирательных системах. Депутаты Государственного совета Республики Крым избираются по смешанной системе. Если установить отзыв в отношении депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам и не устанавливать в отношении депутатов, избираемых по партийным спискам, то первые депутаты окажутся в неравном положении по сравнению со вторыми, а, следовательно, будет нарушен принцип равенства всех перед законом.
2. Действующее избирательное законодательство не предусматривает обязательного участия в выборах. Следовательно, избранным может быть признан кандидат, получивший относительно небольшое количество голосов избирателей. При таких условиях введение института отзыва депутата избирателями практически не исключает ситуации, когда депутат, получивший на выборах относительное большинство голосов, может быть лишен мандата голосами других избирателей, вообще не голосовавших или голосовавших за других кандидатов. Но моральное право на отзыв имеют именно те избиратели, которые голосовали за этого кандидата и чье доверие он не оправдал.
3. Депутат, избранный частью избирателей, становится, представителем не своих избирателей, а всего народа. Ответственность перед избирателями сменяется ответственностью перед народом. Вследствие этого мандат депутата не может носить императивного характера, т.е. быть подчиненным воле и оценкам избравших его граждан, их наказам и собственным предвыборным обещаниям. Иначе депутат оказывается не уполномоченным и не способным в силу своей зависимости решать общие задачи всей территории. Очевидно, что такая связанность может существенно затруднить выработку и согласование единых позиций, законодательную политику в общих интересах, то есть делает проблематичной работу самого представительного органа. Поэтому депутат должен быть независимым и голосовать свободно. И в случае противоречия между интересами всего электората и интересами своих избирателей, депутат обязан в каждом случае разрешать противоречия в пользу общих интересов.
4. Законопроект в качестве оснований для отзыва депутата предусматривает не оправдание доверия избирателей, выразившееся в невыполнении депутатских обязанностей или в нарушении Конституции Республики Крым и законов Республики Крым по решению избирателей в порядке, установленном законом Республики Крым. Однако избиратели не имеют ни реальных возможностей, ни соответствующих строгих процедурных условий для обеспечения юрисдикционной по своему существу деятельности, связанной с установлением фактов тех или иных нарушений и применением такой меры государственно - правовой ответственности, как досрочное прекращение депутатских полномочий, что влечет за собой создание широких возможностей для манипулирования голосами.
Таким образом, отзыв депутата может привести к фактическому пересмотру результатов выборов, который может быть использован как оппозицией, так и отдельными лицами для дестабилизации работы представительного органа, устранения политических противников, служить инструментом борьбы против политического меньшинства.
Таким образом Общественная палата Республики Крым не поддержала принятие проекта Закона Республики Крым № 264/30-10 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О статусе депутата Государственного Совета Республики Крым» (в части отзыва депутата).
Приложение к заключению общественной экспертизы по проекту закона Республики Крым «О внесении изменений в Закон Республики Крым
«О статусе депутата Государственного Совета Республики Крым»
№ | Закон субъекта РФ, устанавливающий порядок отзыва депутата | Отменяющий закон субъекта РФ |
1 |
Закон Московской области от 28.04.95 n 10/95-03 «О порядке отзыва депутата московской областной думы (принят решением московской областной думы от 19.04.95 n 5/50)» |
Закон Московской области от 08.12.2010 N 152/2010-ОЗ "О признании утратившими силу законов Московской области, регулирующих порядок отзыва депутата Московской областной Думы" |
2 |
Закон Краснодарского края |
Закон Краснодарского края от 2 апреля О приостановлении действия Закона Краснодарского края "О порядке отзыва депутата Законодательного Собрания Краснодарского края" |
3 |
Закон Кировской области от 04.11.1999 № 143-ЗО «О порядке отзыва депутата Законодательного Собрания Кировской области» |
Закон Кировской области от 10.03.2010 № 513-ЗО «О признании утратившими силу Закона Кировской области «О порядке отзыва депутата Законодательного Собрания Кировской области» и некоторых законов Кировской области» |
4 | Закон Республики Карелия от 18.12.97«О порядке отзыва депутата Палаты Представителей и депутата Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия» |
Закон Республики Карелия "О признании утратившим силу Закона Республики Карелия «О порядке отзыва депутата Палаты Представителей и депутата Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия» от 28.10.02 г., № 621-ЗРК, введенным в действие с 31.10.02 г. |
5 | Закон Тюменской области от 23.04.2001 N 331 "Об отзыве депутата Тюменской областной Думы" | ЗаконТюменской областиот 8 июля 2011 года N 40«О приостановлении действия Закона Тюменской области "Об отзыве депутата Тюменской областной Думы" |
6 | Закон Камчатской области от 11.11.97 N 119 "О досрочном прекращении полномочий народного депутата Совета народных депутатов Камчатской области" | Закон Камчатского края от 14 ноября |
7 | Закон Пермской области от 19 мая |
Закон №623-ПК от 01.06.2010 г. |
8 | Закон Орловской области от 05.06.2003 N 334-ОЗ "О порядке отзыва депутата Орловского областного Совета народных депутатов" |
Закон Орловской области от 7 декабря |
[1] 5 октября
15 декабря