Версия для слабовидящих

Предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ  «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»  и другие законодательные акты Российской Федерации  в сфере общественного контроля

30.08.2017

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации  В.В. Путина по итогам встречи с членами Общественной палаты Российской Федерации, состоявшейся 20 июня 2017 года, и в связи с обращением Общественной палаты Российской Федерации, 25 августа 2017 года было проведено заседание комиссии по вопросам общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Общественной палаты Республики Крым.

По результатам рассматриваемого вопроса на заседании комиссии были выявлены следующие недостатки в Федеральном законе от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее – ФЗ №212-ФЗ) и предложения по внесению в него изменений.

  1. В соответствии с ч. 1 ст. 20 ФЗ №212-ФЗ общественные проверки проводятся в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами. Такая формулировка существенно сужает правовые основания проведения общественной проверки. На сегодняшний день есть несколько федеральных законов, которые предусматривают проведение общественной проверки: Земельный кодекс (ст.72.1), Трудовой кодекс (ст.212), Федеральный закон от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (ст.24). При этом субъекты проведения общественной проверки в данных законах и в ФЗ №212-ФЗ разнятся.

Так, согласно ст. 72.1 Земельного кодекса субъектом общественного земельного контроля, в том числе и в форме проверки, являются граждане, общественные объединения, иные негосударственные некоммерческие организации. Возникает вопрос: являются ли общественные палаты и общественные советы субъектом общественной проверки на основании ст. 72.1. Земельного кодекса?

Аналогичный вопрос возникает и по ст. 24 ФЗ от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: «1. Общественный контроль за соблюдением настоящего Федерального закона осуществляется гражданами и общественными объединениями».

На основании вышеизложенного, считаем невозможным проведение общественных проверок субъектами общественного контроля, указанными в ст. 9 ФЗ №212-ФЗ.

Варианты выхода из сложившейся ситуации:

1) исключить из ч. 1 ст. 20 ФЗ №212-ФЗ последнее предложение «общественные проверки проводятся в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами» либо

2) предусмотреть конкретные случаи в самом ФЗ №212-ФЗ либо

3) предусмотреть возможность установить такие случаи не только федеральным законом, но и законами субъектов Российской Федерации. В последнем случае это позволило бы в зависимости от специфики и нужд региона устанавливать случаи проведения общественных проверок в наиболее проблематичных сферах конкретного субъекта Российской Федерации.

  1. Часть 2 ст. 20 ФЗ №212-ФЗ перечисляет инициаторов общественной проверки, при этом указывает, что общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований и иные субъекты общественного контроля могут быть инициаторами только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. На наш взгляд, в ч. 2 ст. 20 федерального закона слова «а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» необходимо исключить, чтобы создать равные возможности для всех субъектов общественного контроля.
  2. Аналогичное предложение относится к ч. 4. ст. 22 ФЗ №212-ФЗ: инициаторами проведения общественной экспертизы могут быть Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований и иные субъекты общественного контроля. Для формирования равных возможностей субъектов общественного контроля и увеличения их роли и значимости в общественном контроле слова «а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» следует исключить.
  3. Кроме того, возникают определенные затруднения в связи с многозначным смыслом словосочетания «законодательство Российской Федерации». Охватывает ли оно законодательство субъектов Российской Федерации или только нормативные правовые акты федеральных органов?
  4. Статья 24 ФЗ №212-ФЗ регламентирует общественные обсуждения, при этом, не устанавливая, кто является организатором проведения общественного обсуждения – органы государственной власти и/или субъекты общественного контроля? Считаем целесообразным, установить в ст. 24, что инициаторами общественных обсуждений могут быть как органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, так и субъекты общественного контроля, указанные в ст. 9 ФЗ №212-ФЗ.
  5. В соответствии с ч. 2 ст. 27 ФЗ №212-ФЗ воспрепятствование законной деятельности субъектов общественного контроля влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Но в этой части имеется правовой пробел в связи с отсутствием конкретной нормы, определяющей юридическую ответственность за указанное правонарушение.
  6. Статьей 16 ФЗ №212-ФЗ предусмотрена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия рассматривать направленные им итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля. При этом данная норма указывает, что учитывать предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в таких итоговых документах соответствующие организации обязаны лишь в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Целесообразно предусмотреть в этой же статье основной (не исчерпывающий) перечень случаев, когда предложения, рекомендации, выводы являются обязательными для государственных организаций.
Обратная связь
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс
ГРАФИК ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН ЧЛЕНАМИ ОП РК Общественный мониторинг ЕЖЕГОДНЫЙ ДОКЛАД ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «О состоянии гражданского общества в Республике Крым в 2023 году» Психологическая консультация
Мнения
Ольга Безугловец о квадробинге Ольга Безугловец о квадробинге
Любые субкультуры несут в себе конфликты с общественными нормами и возможность возникновения антагонизма со стороны большинства!
Надежда Краденова об избрании Сергея Аксёнова на пост Главы Республики Крым
Пост Главы Республики Крым снова занял Сергей Аксёнов. О сплоченности и солидарности крымского общества говорит то, что его кандидатуру на открытом голосовании поддержали 100% депутатов. Это решение стало важным событием для региона, поскольку Сергей Аксенов уже зарекомендовал себя как лидер, способный эффективно справляться с вызовами, стоящими перед Крымом.
Все мнения