Версия для слабовидящих

СМИ о нас

05.02.2019

Пересядем в электромобили?

«Крым — природная жемчужина России» — эта расхожая фраза постепенно как-то теряет свою актуальность: увы, нет в нашем курортном крае прежних чистоты и гармонии. Крымские города превратились в сплошные транспортные пробки. Автомобили, количество которых с каждым годом только увеличивается, буквально душат нас выхлопными газами, разрушая хрупкий экологический баланс. И жители, как и гости полуострова, уже не ощущают прежнего комфорта, который прежде обеспечивал курортный регион. Как справиться с этой проблемой, не дать потускнеть российской «жемчужине»? Один из путей — максимальное использование экологически безопасного вида транспорта, к примеру, электрокаров, которые уместны и удобны почти во всех сферах хозяйствования.

Маленькие, да удаленькие

С идеей развивать в Крыму электротранспорт и вообще пойти по пути «электромобилизации» всего полуострова обратились в Общественную палату РК не какие-то шустрые бизнесмены с материка, расширяющие рынок сбыта своих товаров, а местные Кулибины, которые любят родной край, переживают за его дальнейшую судьбу, готовые, как говорится, трудиться на износ ради светлого будущего нашего общего дома.

Предложение, которое озвучил на специально созванном по этому поводу заседании ОП РК гендиректор научно-производственного предприятия, производящего электрокары, Михаил Демурия, один из этих самых Кулибиных, не ново. Однако если в курортных регионах Европы (и не только) электрический транспорт давно используют и в производственной, и в хозяйственных, и, конечно, в туристической сферах, то у нас с этим как-то не спешат. Более того, несмотря на то, что дизельное топливо и бензин дороже электроэнергии, в транспортной отрасли преобладают не троллейбусы, трамваи и электрички, а загрязняющие воздух выхлопными газами автомобили.

Крымские предприниматели мечтают создать локальный кластер, где по улицам будут курсировать электромобили, электробусы, электропогрузчики и электрогрузовики, в курортных зонах — электрорикши, а водную гладь начнут «разрезать» электрокатера. Они предлагают качественно изменить туристический сервис и в целом экологическую обстановку в Крыму, вернуть ему статус комфортного курортного региона. И их слова не расходятся с делом.

На заседание руководитель небольшого транспортного предприятия, он же — заместитель председателя Общественного совета Министерства промышленности РК, пришёл не с пустыми руками. Прямо к главному входу в Госсовет РК подогнал электробус «собственного» производства, который за несколько лет успел себя прекрасно зарекомендовать не только в Крыму, но и в других городах России, в частности, в Кисловодске.

«Выпуск этих машин поставлен на поток. Из 15 сделанных 13 проданы. Пять уже три года катают туристов по Кисловодскому национальному парку и перевезли более миллиона человек. Кстати, электробус стоимостью 1,7 миллиона рублей окупает себя за первые два месяца эксплуатации. По холмистой северокавказской местности каждый совершает 12 обзорных рейсов в день, при этом двигатели даже не нагреваются, хотя машины преодолевают перепады высот в 550 метров. По аналогичному маршруту прошли американские и… задымились. Так что нашим они не конкуренты», — с гордостью рассказывает М. Демурия.

Вот он какой!

Маленький белый автобус на 10 пассажирских мест, со всех сторон открытый, с тремя рядами удобных сидений. Сажусь на водительское место, ищу ключ зажигания. А его нет! На панели — лишь кнопка, как у выключателя света: в одну сторону нажмёшь — машина поедет вперёд, в другую — назад. Смотрю под ноги, там — две педали. Мой инструктор Михаил Демурия объясняет: «Большая педаль предназначена для экстренного торможения, ею пользуются в исключительных случаях, рядом — «газ—тормоз»: нажимаете — начинается движение, добавляете «газу» — ускоряетесь, убираете ногу с педали — останавливаетесь».

И вот на пять минут я — водитель электрического мини-автобуса. Плавно нажимаю на педаль — машина приходит в движение. Будто игрушечная: кнопка, педаль, руль — всё! С таким бесхитростным управлением сможет совладать даже ребёнок. Она не рвёт с места, хотя способна набрать скорость мгновенно. Но я никуда не тороплюсь, колонны здания парламента сбивать тоже не намерена, поэтому потихонечку давлю на газ и медленно проезжаю по площадке. Да, приятные ощущения: вроде бы машина не маленькая, но её габариты легко ощущаю, все механизмы работают мягко, рычаги послушны, не требуют даже малейших усилий.

«Это очень простой в управлении транспорт, — рассказывает М. Демурия. — Весит всего около тонны, в полном «снаряжении» — 1,7 тонны. Благодаря компактности может без труда проезжать по узким улочкам курортных городов. Развивает скорость до 40 км/ч, но его функционал не требует таких показателей, 20 километров — вполне достаточно, а в пешеходных зонах — и того меньше. Установленная здесь литиевая батарея заряжается от обычной розетки в 220 вольт в течение 3,5 часа. Запас хода составляет не менее 80 км — проверено на горных дорожках «Артека». Но в «Ялта-Интуристе» поставили рекорд: на конечной остановке маршрута подключили зарядное устройство, и наш электробус при каждом следующем круге три минуты там заряжался — таким образом, практически не останавливаясь, машина проработала сутки».

По словам М. Демурия, литиевый аккумулятор российского производства гораздо надёжнее импортного. Наш, в отличие от заморских аналогов, функционирует не два-три года, а десять лет. Стоит заметить, что почти все детали в машине — отечественные: подвеска — от «АвтоВАЗ», фары — «КамАЗ», передние поворотники — «АвтоГАЗ», бампер — «Лада-Калина», боковые зеркала — «УАЗ-Хантер». Электроника пока импортного производства, но скоро, заверяют создатели машины будущего, и её заменят российским аналогом. Крымские предприниматели сами занимаются модернизацией электродвигателя. Говорят, могут освоить и монтаж зарядных станций. Для этого есть и специалисты, и партнёры, готовые поставлять сертифицированные установки, рассчитанные на любые виды электрокаров.

Кстати, производственная база наших «кулибиных» состоит из трёх цехов: за Симферополем изготавливают из стеклопластика кузовы, в районе аэропорта «Заводское» — металлоконструкции, в Фонтанах происходит сборка.

Коммунальщикам в помощь

На достигнутом крымские предприниматели останавливаться не собираются. Планируют выпускать электротранспорт для коммунальных нужд.

«Мы собираемся производить коммунальную технику. Разработали шасси для грузового электромобиля. Один такой грузовичок с бортовым кузовом собрали и уже продали. Ищем поставщиков специального оборудования: щёток, щитков и прочего», — рассказывает М. Демурия.

Директор АНО «ЖКХ Контроль РК» Анатолий Петров замысел одобрил:

— Нечего пускать в маленькие курортные города большую технику. Улицы там должны убирать многофункциональные, не загрязняющие экологию электрокары. Полностью поддерживаю предложение. Эту идею стоит как можно быстрее воплотить в жизнь.

Цена таких авто будет зависеть от стоимости навесного оборудования и режима работы, возможно, потребуется установить дополнительные батареи. Тут, конечно, нужны инженерные расчёты.

Более того, такой транспорт должен выйти пусть и на внутригородские, но являющиеся автомобильными дороги общего пользования. А законодательство, по словам разработчиков «электрических» автомобилей, предусматривает их эксплуатацию только на закрытых территориях парков, санаториев, отелей, заводов и подобных объектов. Поэтому технические характеристики машин необходимо подвести к определённой категории, которая позволит выезжать на общегородские трассы. Над этим предприниматели тоже работают. Однако без взаимодействия с городскими властями и ГИБДД задумка вряд ли осуществится. Ведь тут, возможно, потребуется разработать специальные маршруты. Нужна поддержка компетентных органов и, конечно, правительства республики. Для этого М. Демурия и обратился в Общественную палату Крыма.

«Если наш проект будет одобрен, следующим этапом его реализации станет список пилотных городов, в которых начнут внедрять электрокары и применять правила эксплуатации электротранспорта. Одновременно предстоит продумать развитие сопутствующей инфраструктуры: создание улавливающих парковок перед въездами в экспериментальные города для иногороднего транспорта во время курортного сезона (кстати, в советское время вполне успешный опыт был у Евпатории), установка зарядных станций и прочего оборудования», — делится пока ещё абстрактными планами М. Демурия.

Выслушав все доводы крымских разработчиков электрокаров, председатель ОП РК Григорий Иоффе отметил, что идею надо поддержать: за электротранспортом будущее, и Крым должен быть в авангарде.

«Необходимо создать межведомственную группу и пригласить в неё представителей министерств и ведомств, городских муниципальных органов, которые могут стать потенциальными потребителями вашего продукта. Я встречусь с Главой Республики и передам наше решение. Думаю, этим стоит серьёзно заняться», — подытожил Г. Иоффе.

Ольга САФРОНОВА

http://new.crimiz.ru/rubriki/93-ekonomika/9542-peresyadem-v-elektromobili

Поделиться в соцсетях:

Обратная связь
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс
Анонсы
Общественная палата Крыма подаёт в суд иск об «энергоблокаде»
29 марта (в пятницу) в 12:00 состоится подача искового заявления в Верховный суд Республики Крым в интересах граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым, о признании права на компенсацию морального вреда в результате «энергетической блокады» со стороны Украины.
Все анонсы
ГРАФИК ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН ЧЛЕНАМИ ОП РК Общественный мониторинг Ежегодный доклад Общественной палаты Республики Крым "О состоянии гражданского общества в Республике Крым в 2022 году" Психологическая консультация