Когда мы говорим об истории, в памяти всплывают события достаточно отдаленные: Великая Отечественная война, отмена крепостного права, столыпинские реформы, Смутное время… Дела недавние, в которых и сам принимал участие, не ассоциируются со школьными учебниками, сухими параграфами и домашними заданиями. Между тем новейшую историю никто не отменял, и одной из ярчайших вех для России XXI века стала «Крымская весна». О том, как и по каким пособиям все-таки должны изучать ее в российских школах и вузах, обсуждали на заседании комиссии Общественной палаты РК по вопросам образования и науки, делам молодежи и спорта.
Положим, со школьниками полуострова все более-менее понятно. Есть такой предмет, как крымоведение, позволяющий сосредоточиться исключительно на темах, касающихся родного края, и выделить достаточно времени на обсуждение столь значимого вопроса. Более того, большинство ребят Крыма, их семьи так или иначе затронули события 2014 года, они еще свежи в памяти, а причины и истоки выбора крымчан близки и понятны. Как быть с учениками пермских, ростовских, казанских учебных заведений? С момента воссоединения Крыма и России наша история стала и их историей тоже, но есть ли уже учебники с соответствующими параграфами, насколько точно в них изложены события, как преподносится материал школьникам? Что смогут преподать детям учителя материковых школ, знающие о «Крымской весне» исключительно из телевизионных репортажей и рассказов знакомых? Этим вопросом Общественная палата РК озаботилась не сегодня, но найти общий язык с Минобразования РФ оказалось не так просто.
«Еще в прошлом году на одном из пленарных заседаний мы приняли решение обратиться в министерство с письмом на имя тогдашнего главы ведомства Дмитрия Ливанова. Изложили нашу позицию: в связи с тем, что не стихает информационная война против российского Крыма, мы не должны сидеть сложа руки, а использовать доступное нам оружие, доносить до соотечественников правду о происходивших на полуострове событиях. Особенно важно бороться за умы подрастающего поколения, но существующие учебные пособия не дают должного представления о «Крымской весне», ее предпосылках. И этот информационный вакуум становится благодатной почвой, на которую падают зерна лжи, распространяемой нашими оппонентами. В результате юные россияне начинают верить, что полуостров был оккупирован, а люди здесь живут в ужасных условиях, без света, воды и продуктов. Ответ на свое обращение мы ждали три месяца, хотя положенный законом срок — месяц. В результате нам в дипломатичной по букве, но хамской по духу форме ответили, что эти вопросы не должны нас касаться», — изложил предысторию глава ОП РК Григорий Иоффе.
Как известно, министр с такой позицией не удержался на посту, его сменила Ольга Васильева, чей курс как раз ориентирован на воспитание школьников в патриотическом ключе, а не только на вкладывание в головы таблицы Менделеева и основ грамматики. Крымские общественники предприняли еще одну попытку наладить контакт с федеральным ведомством, отправили второе письмо и получили в декабре совсем иной по тону ответ — от крымчан ждут конкретных предложений по внесению дополнений в учебные программы. «Информация, которая сегодня существует в учебниках, не совсем соответствует нашим чаяниям и нашему видению. Изданные за это время книги далеки от совершенства, на наш взгляд. Мы считаем, именно крымские специалисты должны создать некое базовое учебное пособие, которое смогут использовать преподаватели школ и вузов», — изложил свое видение глава комиссии по вопросам образования и науки, делам молодежи и спорта ОП РК Александр Рудяков.
А. Герцен предложил издать сборник документов о «Крымской весне».А. Герцен предложил издать сборник документов о «Крымской весне».
Впрочем, среди членов ОП и приглашенных на заседание ведущих историков, крымоведов, педагогов тоже пока нет единого мнения, в каком формате нужно выстраивать работу с федеральным ведомством и какой продукт ему предлагать. Понятно, что уже имеющиеся учебники не изменить — дополнительные страницы в миллионы книг не вклеить. Следовательно, надо работать с теми изданиями, которые придут им на смену и сегодня только готовятся к публикации. — Но у них есть четко очерченный круг авторов, в который со своим уставом так просто не протиснуться. При этом не совсем ясно, какого объема должна быть информация для учеников разных классов — вряд ли пятиклассник и без пяти минут выпускник должны осмысливать один и тот же текст. Поэтому прежде всего общественники решили наладить контакты в Минобразования РФ, раз уж с новым министром шансы на диалог существенно повысились. «В январе командируем в Москву рабочую группу, чтобы не в переписке, а в живом общении обсудить волнующие нас вопросы», — подбил один из итогов заседания Григорий Иоффе.
Наибольший спор все-таки вызвал формат, в котором нужно предлагать федералам крымское видение истории полуострова. Озвучивались и идеи редактирования уже существующих изданий, и вычитка посвященных Крыму абзацев в готовящихся к печати учебниках, и создание собственного учебного пособия — правда, актуально оно все равно будет только в Крыму, в школах Бурятии или Кабардино-Балкарии есть своя история родного края, вряд ли там смогут добавить в учебную программу целую книгу о полуострове. Так, Александр Рудяков предложил создать некий канонический текст, на основе которого авторы книг смогут писать свои главы. Ухватившись за слово «канон», ему возразил известный ученый полуострова, декан исторического факультета Таврической академии КФУ им. В. И. Вернадского Александр Герцен. «Что есть для историка канон? Канон — это любой достоверный источник информации. Поэтому, как мне кажется, будет правильным издать сборник документов и материалов, посвященных «Крымской весне», чтобы другие историки, преподаватели, исследователи и авторы учебников могли ими оперировать», — заявил Александр Герцен. За идею ухватились, начали дополнять и совершенствовать, в частности, предложили выложить источники на интернет-портале, чтобы облегчить доступ к ним в любой точке России. А заодно и перевести на английский язык, чтобы достоверной информацией могли пользоваться зарубежные коллеги. «Обратимся в Государственный Совет Крыма с предложением создать проект в рамках портала законодательного органа, на котором разместить основные документы периода «Крымской весны», начиная от обращений депутатов в связи с событиями Майдана», — подытожил Григорий Иоффе.
Что касается учебного пособия, член ОП РК, директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин напомнил коллегам, что еще в 2014 году Российской академии наук выделен президентский грант на создание книги об истории Крыма, над изданием работают в том числе и крымские эксперты — Александр Герцен, политологи Александр Форманчук и Андрей Никифоров и другие. Проект должны завершить к концу 2017 года, предполагается, что этот труд и станет базовым. «Впрочем, этот академический труд не исключает появления других учебных пособий, рассчитанных на разные аудитории», — признал Андрей Мальгин. Педагоги-практики, в свою очередь, считают необходимым создать учебно-методическое пособие именно для учителей, чтобы исключить разночтения и толкования. Преподаватель в первую очередь человек, у него может быть свое отношение к референдуму, свое видение событий; при отсутствии единого стандарта он может излагать тему на свое усмотрение или вовсе замалчивать из-за недостатка информации — такое мнение тоже высказано в ходе заседания.
Собственно, по итогам встречи вопросов осталось больше, чем получено ответов. Без налаженного диалога с Министерством образования и науки России сдвинуть с места «глыбу» будет сложно, поэтому конкретные шаги можно будет предпримут только после запланированной на январь командировки. Между тем общественники считают, затягивать процесс нельзя. «Ежегодно мы выпускаем сотни тысяч школьников, которые уже не получили нужную информацию. И если мы не хотим, чтобы «Крымская весна» для России стала чем-то вроде Великой Отечественной войны для Украины, когда в учебниках не найти правды, а подрастающее поколение понятия не имеет, кто с кем и ради чего сражался, надо уже сейчас вносить коррективы в учебные программы», — подчеркнул Григорий Иоффе.
Анастасия СВИРИДОВА.
Фото Арвидаса ШЕМЕТАСА.