22 августа Общественная палата Республики Крым в рамках заседания комиссии по развитию инфраструктуры, взаимодействию с общественными советами, вопросам ЖКХ и экологии рассмотрела вопрос о сохранении и развитии трамвайного движения в городе Евпатории.
В ОП РК обратились члены общественного совета г. Евпатории с просьбой поддержать их позицию по вопросу сохранения имиджевого достояния города – трамваи. Принимая во внимание озабоченность евпаторийской общественности этим вопросом председатель комиссии ОП РК по развитию инфраструктуры, взаимодействию с общественными советами, вопросам ЖКХ и экологии Анатолий Петров вынес его на широкое обсуждение.
В работе заседания комиссии приняли участие представители Министерства транспорта РК, Министерства экономического развития РК, Министерства промышленной политики РК, Министерства труда и социальной защиты РК, Министерства внутренних дел по Республике Крым, Государственного комитета по ценам и тарифам РК, евпаторийского городского совета, общественного совета муниципального образования городской округ Евпатория, евпаторийского трамвайного управления МУП «ТУ им. И. А. Пятецкого».
Григорий Иоффе, в ходе своего выступления, подчеркнул, что Общественная палата РК затрагивает многие серьезные темы и рассматривает большое количество проблемных вопросов по различным направлениям, каждое мероприятие проходит с привлечением экспертов и специалистов в той или иной отрасли. Поэтому и при рассмотрении данного вопроса Палате также необходимо выбрать верный подход, возможно - создать рабочую группу с привлечением экспертов, выехать на место и, разобравшись в существующей проблеме, подготовить необходимые рекомендации муниципальным органам власти и Совету министров Республики Крым.
Председатель ОП РК напомнил присутствующим, что Евпатория – единственный город Крыма, в котором действует трамвайное сообщение. Он отметил, что «история трамвая в Крыму – длительная и интересная», ранее и Симферополь был городом трамваев, «поэтому задача Общественной палаты Республики Крым состоит в том, чтобы помочь евпаторийцам не потерять это достояние одного из лучших курортных городов, прийти к верному и обоснованному решению».
Сергей Стрельбицкий - председатель общественного совета (далее - ОС) муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым считает, что трамвайное сообщение в городе «остро нуждается в переменах».
«Инициатива нашего общественного совета обусловлена тем, что горожане и туристы в большинстве передвигаются по городу при помощи трамваев. Согласно открытым данным, 60% населения города пользуется именно трамваями, а не маршрутными такси. При этом, большая часть пассажиров – льготная категория граждан. Для сравнения: один автобус вмещает в себя до 35 пассажиров, а вместимость трамвая – 150 пассажиров», - рассказал председатель ОС.
В ходе заседания директор евпаторийского трамвайного управления МУП «ТУ им. И. А. Пятецкого» Михаил Клещенок рассказал о насущных проблемах предприятия. Он отметил, что на данный момент есть три основные проблемы трамвайного управления: изношенный подвижной состав и трамвайные пути, кадровый голод, а также полная зависимость получаемой прибыли от сезона – в низкий туристический сезон уровень доходов у предприятия резко падает.
«Сейчас наше трамвайное управление эксплуатирует 20 километров трамвайных путей, которые были введены в эксплуатацию в 1914 году… Подвижной состав двух видов: это «Tatra KT4» чешского производства (35 лет — средний возраст этих трамваев) и трамваи «Gotha T56», «Gotha T57», которым более шестидесяти лет. Уже не существует ни государства, ни завода где были изготовлены эти трамваи. Соответственно, наши мастера самостоятельно изготавливают запчасти и ремонтируют неисправные. Ежегодно евпаторийские трамваи перевозят не менее 5 миллионов пассажиров. По итогам 2018 года предприятие прибыльное, но эти заработанные средства покрывают только заработные платы и мелкий ремонт составов», — рассказал Михаил Клещенок, и подчеркнул, что сейчас Евпатории требуется 27 новых составов, при этом стоимость одного трамвая составляет около 50 миллионов рублей.
В ходе дискуссии член Общественного совета при Министерстве транспорта РК Владислав Антонов рассказал о том, что ранее предлагалось перевести трамвайное хозяйство Евпатории из муниципального в республиканское подчинение, «чтобы можно было легче и проще рассматривать вопросы о субсидировании перевозок».
Директор евпаторийского трамвайного управления МУП «ТУ им. И. А. Пятецкого» Михаил Клещенок в своем выступлении отметил, что средств на реставрацию трамваев в местном бюджете нет. Однако, по его мнению, если МУП перейдет в «региональное подчинение», это может привести к другим проблемам.
Председатель комитета по вопросам жизнеобеспечения, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, промышленности и связи Евпаторийского городского совета Борис Назаров считает, что есть и другие пути решения проблем связанных с городскими трамваями.
«Мы вышли с предложением предусмотреть в федеральной целевой программе развития Крыма и Севастополя дополнительно 3,5 млрд рублей. Для чего нам дополнительно нужны эти средства? Это – новый парк. Мы уже предусмотрели для него место в новом генплане города, его размещение предполагается около микрорайона Спутник-2. Также планируем дополнительно 13,5 километров развития сети. Это необходимо, чтобы связать район Исмаил Бей и поселок Заозерное с городом», - рассказал Борис Назаров.
По его словам, предложение находится на согласовании в Министерстве курортов и туризма республики, как куратора программы по развитию трамвайного управления.
«Уже сейчас действует федеральная программа «Реконструкция трамвайного пути и контактной сети Республики Крым». Она предусматривает выделение 678 млн рублей на реконструкцию шести километров сети из существующих 20 километров. Программа начнет реализовываться с 2020 года. В то же время этих средств недостаточно на полное обновление предприятия», - добавил Б. Назаров.
По итогам заседания решено сформировать рабочую группу для проведения общественного мониторинга ситуации с евпаторийским трамваем и подготовки соответствующих рекомендаций законодательным и исполнительным органам государственной власти.
«Трамвай – самый экологичный и безопасный вид транспорта. Специфика Евпатории предусматривает то, что нужно сохранить трамвай. Трамвай – составная часть имиджа и образа Евпатории. Вокруг этой проблемы в Евпатории может появиться серьезное общественное напряжение. Трамвайное сообщение в Евпатории необходимо сохранить и развивать. Не нужно жалеть на это бюджетных средств», – подытожил Григорий Иоффе.