27 августа состоялось заседание комиссии ОП РК по вопросам образования, науки и патриотического воспитания, на котором, согласно положений законодательства об общественном контроле, был рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В проекте предлагается отменить требования об обязательном профессиональном образовании для воспитателей детских садов. Оставить на работе предлагают тех воспитателей, которые хотя и не имеют педагогического образования, но «эффективно работают» и прошли аттестацию.
Законопроект содержит положения, согласно которым требования о наличии среднего профессионального или высшего образования не распространяются на педагогических работников, замещающих должности воспитателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, принятых на работу до дня вступления в силу Федерального закона, эффективно осуществляющих профессиональную педагогическую деятельность и признанных аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.
Также этим законопроектом предлагается включение положения, предусматривающего возможность допуска лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в течение периода прохождения ими обучения к занятию педагогической деятельностью по основным и дополнительным общеобразовательным программам.
В ходе заседания обсуждалось, к каким социально–правовым последствиям может привести реализация предлагаемых в законопроекте положений, насколько они будут способствовать обеспечению прав воспитателей дошкольных образовательных организаций и привлечению в профессию наиболее деятельных студентов.
В целом комиссия поддержала предложенный законопроект. Отмечено, что вносимые изменения обеспечивают защиту прав педагогических работников, способствуют привлечению к работе в образовательных учреждениях наиболее деятельных лиц из числа обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и, во многом, позволяют решить проблему кадрового дефицита.
Вместе с тем члены комиссии Александр Рудяков, Валентина Туманова, Виктор Харабуга, Николай Съедин обозначили и возможные риски, связанные с внесением этих изменений.
В частности, отмечено, что это может вызвать некоторое снижение уровня педагогической подготовки работников образовательных учреждений, престижа педагогических профессий и педагогических вузов. В связи с этим участники заседания внесли ряд предложений, которые могли бы снизить опасность подобных рисков. В частности предлагается ввести наличие обязательной рекомендации вуза для студентов, занимающихся педагогической деятельностью в период обучения. Члены комиссии считают также обязательным требование, о необходимости прохождения ими краткосрочных курсов, для ознакомления с основами педагогической деятельности. Вместе с тем, как отметил директор КРИППО, профессор А. Рудяков, подобные требования должны быть максимально определены законодательно, чтобы привлечение студентов к педагогической деятельности не обросло множеством ограничений, установленных подзаконными актами.
Члены комиссии единогласно поддержали его мнение о том, что отдельные изменения в законодательство, направленные на решение проблем в кадровом обеспечении образовательных учреждений, не должны подменять последовательную комплексную работу по повышению престижа профессии учителя.
Выводы и рекомендации членов комиссии будут направлены в адрес Общественной палаты Российской Федерации, которая явилась инициатором проведения общественной экспертизы указанного законопроекта.
На заседании обсуждены также некоторые перспективные вопросы, связанные с взаимодействием комиссии с органами исполнительной власти и общественными организациями в рамках реализации Национального проекта «Образование».
В заседании приняла участие начальник управления Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым Маханова Анна Валериевна, которая проинформировала о позиции Минобразования Крыма по обсуждаемым вопросам и проводимой работе по реализации Национального проекта «Образование».