Заключение Общественной палаты Республики Крым по результатам проведения общественной экспертизы проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»
В Общественной плате Республики Крым была проведена общественная экспертиза («нулевые чтения») проекта федерального закона № 595096-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
В проведении экспертизы принимали участие члены Общественной палаты и представители Экспертного совета, созданного при Общественной палате.
Согласно пояснительной записке к представленному документу, он был разработан во исполнение пункта 6 плана законопроектной
деятельности Правительства Российской Федерации на 2023 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2022 г. № 4112-р, в целях гармонизации правового регулирования в сфере оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. Законопроектом уточняется понятие государственная (муниципальная) услуга в социальной сфере, используемое для целей Федерального закона от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ. «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
При обсуждении законопроекта участниками проведения общественной экспертизы было отмечено стремление авторов к «терминологической чистоте» текста, которое выражается не только в ведении в текст закона пользуемого определения, но и уточнения неоднозначно трактуемых понятий, и устранение пробелов, которые могут дать возможность субъективного подхода в правоприменительной практике.
Признавая, что обсуждаемый Федеральный закон регулирует отношения, связанные с формированием и исполнением государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим лицам в отраслях социальной сферы - образование, здравоохранение, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, туризм и др., то актуализация его положений, в том числе, направленные на обеспечение прав и обязанностей участников таких отношений, носит важный правовой и социальный характер.
Безусловной поддержки заслуживают положения законопроекта, направленные на урегулирование практических вопросов утверждения и исполнения социального заказа. Непосредственно, предложение о расширении перечня лиц – участников конкурса, которым предоставляется преимущество на право заключения соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
Понимая практическую значимость данной нормы, отмечена необходимость повышения контрольных мер по недопущению злоупотреблений в данной сфере.
Также важным аспектом в предлагаемом законопроекте, является инструментальное использование возможностей федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
По мнению участников обсуждения, это значительно улучшит коммуникативные возможности при организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в том числе, на устанавливающие право потребителя услуг использовать ЕПГУ при выборе исполнителя таких услуг, а также при обращении в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении, неоказании или ненадлежащем оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере исполнителем услуг.
А также, прописывание механизма обеспечения единообразия правового регулирования использования усиленной неквалифицированной электронной подписи физического лица, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, при использовании ЕПГУ в рамках осуществления выбора исполнителя услуг и обращения с заявлениями в уполномоченный орган.
Понимая социальную значимость предлагаемого законопроекта, потребности дополнительного изучения социальной, правовой, правоприменительной, административной, финансовой и другой практики, в Общественной палате Республики Крым поддерживается идея «периода апробации (до 1 января 2025 г.)». Однако помимо предлагаемых «контрольных наблюдений» за возможностями использования способов отбора исполнителей услуг, необходимо предусмотреть изучение практики всех предлагаемых законопроектом изменений, т.к. все они направлены на обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. При этом участниками обсуждения отмечена необходимость, после завершения «периода апробации (до 1 января 2025 г.)» проведения повторного обсуждения положений данного законопроекта, но уже в аспекте правоприменительной практики.