Версия для слабовидящих

СМИ о нас

03.09.2014

Формировать российскую идентичность

В этом заключается сейчас главная задача учителей-гуманитариев. Такое мнение выразил ректор Крымского республиканского института последипломного педагогического образования, председатель комиссии Общественной палаты Республики Крым по вопросам образования и науки, делам молодёжи и спорта Александр Рудяков.Недостаточно уже просто выполнять упражнения с учениками или преподавать нормы литературного языка. Как надо работать для реализации этой цели и проблемы синхронизации системы образования в современных реалиях, обсуждали на августовской педагогической конференции учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, руководителей методических служб Республики Крым и города Севастополя.

Форум, организованный общероссийской общественной организацией «Ассоциация учителей литературы и русского языка» («АССУЛ», или Ассоциация), впервые был проведён на крымской земле (в симферопольской специализированной общеобразовательной школе I-III ступеней №24). Конференция была посвящена 100-летию научно-методических журналов «Литература в школе» и «Русский язык в школе», возвращению Крыма в состав России и 100-летию начала Первой мировой войны. Знаковое мероприятие, по словам председателя Координационного совета «АССУЛ», заведующей кафедрой филологического образования Московского института открытого образования, члена совета по русскому языку при президенте РФ Людмилы Дудовой, готовили давно. На него прибыла целая делегация из Москвы, всего 15 человек. В её составе: главный редактор журнала «Литература в школе», заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук Надежда Крупина, члены Союза писателей, ведущие историки, авторы школьных и вузовских учебников по истории России (в частности, автор пособия «Крым в истории России» Кирилл Кочегаров), руководитель регионального отделения Ассоциации в Кирове, доктор педагогических наук Елена Галицких, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Московского института открытого образования Алексей Лубков, председатель исполкома Ассоциации Роман Дощинский. Во время расширенного заседания они обсуждали вопросы, связанные с особенностями включения системы образования Крыма в единое российское образовательное пространство.
- Этот процесс находится сейчас на ответственном этапе, – рассказала нам Людмила Дудова. – С 2015 года вся Российская Федерация на ступени основной школы переходит на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов. Крымская методическая школа известна как очень сильная, мы в этом успели убедиться во время курсов повышения квалификации учителей, они отлично подготовлены.
Говорили, конечно, и о содержании образования по гуманитарным наукам. В этой сфере проблемным остаётся изучение истории России и обществознания. Последнего предмета в украинских школах не было, да и многие вопросы истории требуют пересмотра.
- Преподавание русского языка в последние годы эффективным назвать нельзя, – констатирует доктор филологических наук, профессор Александр Рудяков. – Снижение минимального балла для вручения аттестатов по итогам ЕГЭ с 36 до 24 – тому подтверждение. Разница в российской и украинской программах между 5-м и 11-м классами – 400 часов.
Так, в 5-7 классах сейчас будет 6 часов русского языка и
2 – литературы, а было 4 часа (2 и 2 соответственно). Таким образом количество часов увеличилось в два раза. Однако учебная программа тоже: раньше были сокращены часы в преподавании таких сложных частей речи, как причастие, деепричастие, глагол, классические русские произведения литературы убирали и заменяли на тексты зарубежной литературы.
- Даже с увеличением количества часов русского языка и литературы их всё равно катастрофически будет не хватать нынешним выпускникам для того, чтобы качественно подготовиться к экзаменам, наработать грамотность, – утверждает методист Симферопольского городского методического центра Ирина Челышева. – Провал в знаниях выпускников существенный, времени их наверстать мало. Если с технологиями подачи материала наши учителя знакомы, они особо не отличаются от украинских, то его глубина и ракурсы разные. Приятно, что теперь учителям будут выделять деньги на приобретение методических пособий, раньше это не было предусмотрено в их зарплате.
Надо сказать, что и на конференцию столичные гости прибыли не с пустыми руками. Они привезли подарки для учителей и в библиотеки методических кабинетов: учебники, пособия, журналы, научную литературу. Акцию поддержали несколько издательств: «Русское слово», «Этносфера», «Эсте».
- На учителей-словесников возложена сейчас большая ответственность, ведь от нас зависит, как дети будут сдавать ЕГЭ и будет ли у них будущее в российских вузах, – говорит учитель русского языка и литературы севастопольской гимназии №1 имени А. С. Пушкина Татьяна Богуславская. – За 23 года произошло много изменений в российской методике преподавания русского языка и литературы. Но те традиции, которые сохранили учителя севастопольских школ, пригодились нам при переходе в российское пространство. Мы очень бережно относились к тем методическим разработкам, которые были даны в советское время.
Александр Рудяков также выделил несколько проблемных вопросов, с которыми сегодня сталкиваются филологи-русисты в Крыму. По его словам, во многих региональных управлениях образования до сих пор нет методистов по русскому языку, то есть специалистов, которые по сути курируют и направляют работу учителей. В переходный период педагоги сталкиваются и с несовпадениями в учебных программах, которые им также нужно помогать ликвидировать. В крымских школах, кроме того, нет кабинетов по русскому языку, русской литературе и истории.
- Помещения нужно оборудовать, чтобы ребёнок попадал в правильную визуальную среду, – считает Александр Николаевич. – Мы и так 20 лет рвали души нашим детям. С одной стороны, он жил в русскоязычной среде, мама с папой говорили одни вещи, а в учебниках истолковано всё было иначе.
В России стимулируется создание цеховых организаций учителей. Так, план мероприятий Ассоциации включает проведение многочисленных всероссийских акций, в которых каждый учитель Крыма может участвовать и повышать свой профессиональный уровень, творческий потенциал.

Оксана ПАВЛЕНКО.

“Крымская правда”.

Поделиться в соцсетях:

Обратная связь
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс
ГРАФИК ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН ЧЛЕНАМИ ОП РК Общественный мониторинг Ежегодный доклад Общественной палаты Республики Крым "О состоянии гражданского общества в Республике Крым в 2022 году" Психологическая консультация
Мнения
Эмиль Сейдалиев о знаковой для крымских татар дате Эмиль Сейдалиев о знаковой для крымских татар дате
Этот год во многом знаковый для Крыма. В этом году отметили 10-летие Крымской весны, была открыта Соборная мечеть, а сегодня, в День возрождения реабилитированных народов Крыма, отмечается 10-летие Указа Президента Российской Федерации «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития».
Ибраим Ширин о реабилитации крымских татар Ибраим Ширин о реабилитации крымских татар
Очень важную роль в судьбе крымских татар играют исторические процессы и события, а также принятые решения. Одним из таких решений является первый указ Президента РФ Владимира Владимировича Путина после возвращения Крыма домой. А именно: «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымскотатарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития»!
Все мнения