13 апреля в Москве в Общественной палате России прошли Общественные слушания на тему «Неоптимальная оптимизация сельских школ: можно ли экономить на детях?». В работе онлайн принял участие член Общественной палаты Крыма Григорий Рикман.
В мероприятии также приняли участие начальники различных управлений Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации, директоры, завучи, учителя сельских школ различных регионов России.
В Общественную палату Российской Федерации периодически по разным каналам продолжает поступать информация из регионов о ликвидации и реорганизации сельских школ с переводом учащихся в более крупные школы в соседних населённых пунктах.
В соответствии с пунктом 12 статьи 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения. Но, к сожалению, это мнение может быть учтено весьма условно или жителей просто ставят перед фактом, что средств на содержание и/или ремонт (если он требуется) школы в местном бюджете просто нет. Кроме того, в ряде регионов России сельские поселения ликвидированы и объединены в городские округа.
На общественных слушаниях обсудили проблемы сельских школ в разных регионах России, сформировали целостную картину текущего состояния и наиболее распространенных проблем, разработали рекомендации по формированию государственной политики в этом направлении, совершенствованию нормативно-правовой базы, разработке специализированных государственных программ и мероприятий, направленных на поддержку сельских школ.
По итогам обсуждения, член ОП РК Григорий Рикман сделал выводы, что в России:
«глубокое отставание от программ обучения, особенно за период эпидемии коронавирусной инфекции;
несоответствие оценок получаемым знаниям (из 80 000 медалистов 30% не смогли сдать ЕГЭ даже на "двойку");
низкий уровень востребованности курсов повышения квалификации; отставание во внедрении новых методов обучения;
медленными темпами идет модернизация технического инструментария;
малая обеспеченность широкополосным интернетом, электронными досками и экранами;
низкая оплата труда сельских учителей, зависящая от количества часов и классов;
несмотря на наличие школьных автобусов – отсутствие регламентации их работы, практически повсеместно отсутствие своевременного и качественного горячего питания;
из-за административного деления, постоянная неразбериха с принадлежностью школ к селам, поселкам, поселкового типа и прочая казуистика на местах, оставляющая школы без учителей, что в свою очередь приводит к укрупнению и централизации школ, к которым нельзя добраться».
Он также отметил, что идет работа по реализации распоряжения Президента РФ в ближайшие годы войти в десятку передовых стран мира по уровню образования, однако для этого нужно решить еще много проблем в отдаленных и малонаселенных городах и селах.