Каким быть Крыму в 2030 году

12.10.2016

Советом Министров Республики Крым в Общественную палату представлен для проведения общественной экспертизы и обсуждения проект «Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года».

Разработанная Стратегия определяет способы обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого повышения динамичного развития экономики и благосостояния населения Крыма.

Необходимость разработки Стратегии обуславливается тремя основными причинами:

Во-первых, после вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации появилась объективная необходимость интеграции экономики Крыма в народно-хозяйственный комплекс России.

Во-вторых, в связи с отсталостью экономики Республики Крым необходимо преодолеть существующий разрыв и вывести экономику Крыма на уровень передовых регионов Российской Федерации.

В-третьих, крайне необходимо повысить уровень жизни и благосостояния крымчан до уровня общероссийских социальных стандартов.

Стратегическое видение, система стратегических целей и направлений социально-экономического развития Республики Крым соответствует основным положениям Конституции Республики Крым, согласно которой Республика Крым является социальным государством (статья 4 Конституции).

Стратегия направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, народное благосостояние, доступность основных материальных и духовных благ.

Направления и задачи проекта Стратегии учитывают специфику геополитических и социально-экономических условий после вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации.

Все стратегические цели и направления социально-экономического развития измеримы по каждому из этапов реализации документа. Ожидаемые результаты от реализации стратегических направлений и задач позволяют говорить о том, что Республика Крым достигнет передовых позиций в Южном федеральном округе и займет достойное место по уровню экономического и социального развития среди субъектов Российской Федерации, сохранив при этом идентичность и индивидуальность региона.

В Стратегии сделан правильный вывод о том, что Крым располагает рядом конкурентных преимуществ, активизация которых позволит привлечь инвестиции в перспективные направления становления нового технологического уклада для модернизации существующих и создания новых производств, способных стать региональными центрами экономического роста. Это, прежде всего, накопленный потенциал в сфере здравоохранения и рекреации.

Очень правильный вывод Стратегии и в том, что широкое формирование среднего класса в Крыму придаст устойчивость всей социальной конструкции и послужит основой для преодоления негативных последствий существующего социального раскола между богатыми и бедными.

Приоритетное развитие перечисленных выше направлений в соответствии со Стратегией,  создаст зону опережающего роста Крымской экономики в долгосрочной перспективе с темпом не менее 10% по объемам производства услуг и товаров (фактически рост ВРП на душу населения к 2030 году будет составлять более, чем в 5 раз). Через многообразные кооперационные и межрегиональные связи обеспечит ежегодный прирост валового регионального продукта Крыма на 10-12% в год, инвестиций - 15-20%, занятости - до 7% в год, реальных доходов населения - не менее 8% в год.

Повысится эффективность экономики: удвоится производительность труда, не менее чем вдвое снизится энергоемкость. При этом существенно повыситься уровень жизни населения. Опережающее развитие здравоохранения и рекреации, образования и науки, жесткое соблюдение экологических ограничений позволят кардинально улучшить качество жизни населения. Крым станет одним из наиболее привлекательных мест для жизни и работы среди всех регионов Российской Федерации и СНГ.

При этом члены Общественной палаты и рабочей группы предлагают учесть следующие замечания и предложения:

Необходимо более тесно взаимоувязать проект Плана мероприятий по реализации Стратегии и проект Стратегии по задачам (ряд формулировок в Плане не соответствует формулировкам в Стратегии, не все стратегические задачи раскрываются мероприятиями в Плане)

В разделе 6 «Сроки и этапы реализации Стратегии» дать более развернутые характеристики каждого из этапов.

Согласно таблице 43, прирост высокопроизводительных рабочих мест к 2030 году составит только 33% к уровню 2016 года. Простой расчет показывает, что ВПП в расчете на одного работающего в производственной сфере при таком подходе должен составить 14,5 млн. руб., что не реально. 

Необходимо пересмотреть макроэкономические показатели развития региона в  части роста занятости населения, а также дополнить Стратегию отдельным разделом «Стратегия обеспечения занятости населения».

В разделе 8 «Механизмы реализации Стратегии» недостаточно отражены механизмы участия институтов гражданского общества, в том числе Общественной Палаты Республики Крым, в реализации, мониторинге и корректировке Стратегии. Предлагаем дополнить данный раздел детальным описанием указанных механизмов.

В Стратегии необходимо учесть, что для обеспечения предусмотренных темпов роста необходимо устранение узких мест, основными из которых являются: отсутствие внутренних источников долгосрочного финансирования, неразвитость инфраструктуры, неудовлетворительное экологическое состояние значительной части территории. К сожалению, пути и механизмы минимизации этих рисков в стратегии описаны недостаточно полно.

В Стратегии следует учесть, что в условиях нынешнего кризиса трудно рассчитывать на наращивание бюджетных расходов на инвестиционные цели. Достижение последних возможно за счет привлечения внешних инвестиций, основными источниками которых являются: долгосрочные кредиты российских институтов развития, прямые инвестиции корпораций, а также инвестиции частных лиц в жилищное строительство и малый бизнес. В настоящее время активизация этих источников весьма затруднительна вследствие недоработанного инвестиционного имиджа региона, недоверия и слабой информированности потенциальных инвесторов, общей санкционной политике по отношению к Крыму, которая в ближайшие годы вряд ли будет смягчена.

Стратегия должна предусмотреть создание в Крыму своего рода историко-гуманитарный, научно-образовательный центр, отрабатывающий инновационные технологии научно-гуманитарного поиска и образования.

Кроме того мы должны понимать, что Крым – один из символов тысячелетней российской государственности, а поэтому Стратегия должна учитывать три значения Крыма: как культурный и природный музей, лечебно-рекреационная зона, военно-исторический и историко-государственный памятник, что позволит сохранить самоидентификацию Крыма.

Александр Сибилев,
заместитель Председателя Общественной палаты РК.

Интернет-приемная
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс

Государственная поддержка ННО

Проект ОПРФ #ОткрытыйДиалог

Сборник лучших практик общественных палат субъектов Российской Федерации 2016 года

Мнения
Член ОП РК рассказал, почему в Симферополе грязно Член ОП РК рассказал, почему в Симферополе грязно
Почему в Симферополе так грязно? Сказано по этому поводу много, однако хотелось бы разъяснить ситуацию, поскольку она типична и для других городов полуострова.
У руля Республики Крым сильный и активный лидер У руля Республики Крым сильный и активный лидер
Григорий Иоффе, Председатель ОП РК
Сергей Валерьевич Аксёнов в Крыму является политическим тяжеловесом. Это человек, которому доверяет большинство политически активного и экономически деятельного населения полуострова. Различные социологические замеры внутри Крыма показывают, что Аксёнов занимает лидирующие позиции. И это понятно. Он явился одним из созидателей Крымской весны, пришел во власть из реального сектора экономики
Все мнения