Каким быть Крыму в 2030 году

12.10.2016

Советом Министров Республики Крым в Общественную палату представлен для проведения общественной экспертизы и обсуждения проект «Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года».

Разработанная Стратегия определяет способы обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого повышения динамичного развития экономики и благосостояния населения Крыма.

Необходимость разработки Стратегии обуславливается тремя основными причинами:

Во-первых, после вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации появилась объективная необходимость интеграции экономики Крыма в народно-хозяйственный комплекс России.

Во-вторых, в связи с отсталостью экономики Республики Крым необходимо преодолеть существующий разрыв и вывести экономику Крыма на уровень передовых регионов Российской Федерации.

В-третьих, крайне необходимо повысить уровень жизни и благосостояния крымчан до уровня общероссийских социальных стандартов.

Стратегическое видение, система стратегических целей и направлений социально-экономического развития Республики Крым соответствует основным положениям Конституции Республики Крым, согласно которой Республика Крым является социальным государством (статья 4 Конституции).

Стратегия направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, народное благосостояние, доступность основных материальных и духовных благ.

Направления и задачи проекта Стратегии учитывают специфику геополитических и социально-экономических условий после вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации.

Все стратегические цели и направления социально-экономического развития измеримы по каждому из этапов реализации документа. Ожидаемые результаты от реализации стратегических направлений и задач позволяют говорить о том, что Республика Крым достигнет передовых позиций в Южном федеральном округе и займет достойное место по уровню экономического и социального развития среди субъектов Российской Федерации, сохранив при этом идентичность и индивидуальность региона.

В Стратегии сделан правильный вывод о том, что Крым располагает рядом конкурентных преимуществ, активизация которых позволит привлечь инвестиции в перспективные направления становления нового технологического уклада для модернизации существующих и создания новых производств, способных стать региональными центрами экономического роста. Это, прежде всего, накопленный потенциал в сфере здравоохранения и рекреации.

Очень правильный вывод Стратегии и в том, что широкое формирование среднего класса в Крыму придаст устойчивость всей социальной конструкции и послужит основой для преодоления негативных последствий существующего социального раскола между богатыми и бедными.

Приоритетное развитие перечисленных выше направлений в соответствии со Стратегией,  создаст зону опережающего роста Крымской экономики в долгосрочной перспективе с темпом не менее 10% по объемам производства услуг и товаров (фактически рост ВРП на душу населения к 2030 году будет составлять более, чем в 5 раз). Через многообразные кооперационные и межрегиональные связи обеспечит ежегодный прирост валового регионального продукта Крыма на 10-12% в год, инвестиций - 15-20%, занятости - до 7% в год, реальных доходов населения - не менее 8% в год.

Повысится эффективность экономики: удвоится производительность труда, не менее чем вдвое снизится энергоемкость. При этом существенно повыситься уровень жизни населения. Опережающее развитие здравоохранения и рекреации, образования и науки, жесткое соблюдение экологических ограничений позволят кардинально улучшить качество жизни населения. Крым станет одним из наиболее привлекательных мест для жизни и работы среди всех регионов Российской Федерации и СНГ.

При этом члены Общественной палаты и рабочей группы предлагают учесть следующие замечания и предложения:

Необходимо более тесно взаимоувязать проект Плана мероприятий по реализации Стратегии и проект Стратегии по задачам (ряд формулировок в Плане не соответствует формулировкам в Стратегии, не все стратегические задачи раскрываются мероприятиями в Плане)

В разделе 6 «Сроки и этапы реализации Стратегии» дать более развернутые характеристики каждого из этапов.

Согласно таблице 43, прирост высокопроизводительных рабочих мест к 2030 году составит только 33% к уровню 2016 года. Простой расчет показывает, что ВПП в расчете на одного работающего в производственной сфере при таком подходе должен составить 14,5 млн. руб., что не реально. 

Необходимо пересмотреть макроэкономические показатели развития региона в  части роста занятости населения, а также дополнить Стратегию отдельным разделом «Стратегия обеспечения занятости населения».

В разделе 8 «Механизмы реализации Стратегии» недостаточно отражены механизмы участия институтов гражданского общества, в том числе Общественной Палаты Республики Крым, в реализации, мониторинге и корректировке Стратегии. Предлагаем дополнить данный раздел детальным описанием указанных механизмов.

В Стратегии необходимо учесть, что для обеспечения предусмотренных темпов роста необходимо устранение узких мест, основными из которых являются: отсутствие внутренних источников долгосрочного финансирования, неразвитость инфраструктуры, неудовлетворительное экологическое состояние значительной части территории. К сожалению, пути и механизмы минимизации этих рисков в стратегии описаны недостаточно полно.

В Стратегии следует учесть, что в условиях нынешнего кризиса трудно рассчитывать на наращивание бюджетных расходов на инвестиционные цели. Достижение последних возможно за счет привлечения внешних инвестиций, основными источниками которых являются: долгосрочные кредиты российских институтов развития, прямые инвестиции корпораций, а также инвестиции частных лиц в жилищное строительство и малый бизнес. В настоящее время активизация этих источников весьма затруднительна вследствие недоработанного инвестиционного имиджа региона, недоверия и слабой информированности потенциальных инвесторов, общей санкционной политике по отношению к Крыму, которая в ближайшие годы вряд ли будет смягчена.

Стратегия должна предусмотреть создание в Крыму своего рода историко-гуманитарный, научно-образовательный центр, отрабатывающий инновационные технологии научно-гуманитарного поиска и образования.

Кроме того мы должны понимать, что Крым – один из символов тысячелетней российской государственности, а поэтому Стратегия должна учитывать три значения Крыма: как культурный и природный музей, лечебно-рекреационная зона, военно-исторический и историко-государственный памятник, что позволит сохранить самоидентификацию Крыма.

Александр Сибилев,
заместитель Председателя Общественной палаты РК.

Интернет-приемная
Календарь новостей
пн вт ср чт пт сб вс

Государственная поддержка ННО

Сборник лучших практик общественных палат субъектов Российской Федерации 2016 года

Анонсы
20 СЕНТЯБРЯ
20.09.2017, в 15.00, в здании Государственного Совета Республики Крым состоится заседание Совета Общественной палаты РК. В ходе заседание будет рассмотрен ряд вопросов, имеющих важное значение. Обращение Министерства культуры РК по вопросу передачи Муниципального бюджетного учреждения культуры «Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского» муниципального образования городской округ Феодосия в ведение Министерства культуры РК.
Все анонсы
Мнения
Работать с учетом мнения крымчан и в духе созидательности… Работать с учетом мнения крымчан и в духе созидательности…
Александр СИБИЛЕВ
Когда-то еще во времена античности великий ученый, физик и математик Архимед Сиракузский сказал крылатые слова, которые дошли до наших времен: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир».
Член ОП РК рассказал, почему в Симферополе грязно Член ОП РК рассказал, почему в Симферополе грязно
Почему в Симферополе так грязно? Сказано по этому поводу много, однако хотелось бы разъяснить ситуацию, поскольку она типична и для других городов полуострова.
Все мнения