Денис Батурин.
Статью и.о. Главы Республики Крым Сергея Аксенова «Крым: векторы развития» («Российская газета» 03.09.2014) можно назвать программной. Часть поставленных целей и задач уже нашли свое отражение в Федеральной целевой программе “Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года”.
Особый интерес вызывают заявленные принципы экономической идеологии развития Крыма:
- Создание в Крыму особой экономической зоны «будет способствовать развитию новых субъектов предпринимательской деятельности», и позволит «освободить федеральный бюджет от дополнительной нагрузки».
- Развитие региона должно быть обеспечено «не только за счет прямой финансовой помощи из центра, но и путем создания действенных рыночных стимулов и механизмов инвестиционного финансирования».
- Одно из условий эффективности работы ОЭЗ - дифференцированный подход к инвестициям, оценка важности и приоритетности проекта для региона и страны. Роль государства в такой системе должна быть ключевой: «…гибкое применение государством мер стимулирования, предоставление гарантийной поддержки инвестиционных кредитов, вовлечение ведущих российских банков к работе в Крыму».
Статья охватывает множество аспектов развития Крыма. Коснемся тех, которые определяют условия для реализации инвестпроектов. Можно выделить два аспекта:
- Нестандартность условий для работы ОЭЗ (санкции Запада, в которых указан прямой запрет на инвестиции в базовые отрасли, в частности – инфраструктуру), сложность для работы крупных банков.
- Государственные гарантии финансирования инвестиционных проектов.
Санкции Запада не являются непреодолимым барьером для инвесторов, не только российских, но и зарубежных. Есть инвесторы, для которых санкции не имеют значение (Китай), есть инвесторы, которые привыкли работать в трудных условиях (Израиль). В этой ситуации заход иностранного инвестора – важный не только экономический, но и политический момент.
Государственное участие в реализации инвестиций, в частности, в форматах софинансирования и/или государственных гарантий инвестиционных кредитов – важнейший момент. Активная роль государства означает соблюдение принципа приоритетности, с целью реализации инвестиций в экономических точках роста и приоритетных отраслях. Кроме того, госгарантии означают ответственность государства за реализацию инвестпроектов, сохранение влияния государства на объекты собственности (прежде всего – государственной), инфраструктуры, на которых должны быть реализованы инвестпроекты.
Стоит отметить, что идеология и принципы экономического развития республики, которые были заложены в ФЦП, формировались, определялись во многом в Крыму, специалистами, экспертами, политиками, управленцами. Лоббирование интересов Крыма осуществлялось в условиях, когда, федеральные ведомства, несмотря на особое положение республики, не отказывались от идей некоторой унификации принципов ФЦП и ОЭЗ. Однако, задача лоббирования крымским руководством интересов Крыма выполнена успешно.