В Общественной палате Республики Крым на заседании комиссии по вопросам общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов был рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за реализацию, хранение и транспортирование товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации» (далее – Законопроект).
В результате рассмотрения Законопроекта пришли к следующим выводам.
С одной стороны, введение предлагаемой статьи в КоАП РФ, является логичным продолжением установленного запрета на ввоз отдельных товаров на территорию Российской Федерации. Но, с другой стороны, вызывает сомнение действенность данной нормы, учитывая то, что сегодня предусмотрена ответственность за ввоз запрещенных, в том числе «санкционных» товаров, но эти товары продолжают ввозить на территорию России. Стоит обратить внимание на то, что в первую очередь необходимо привлекать к ответственности за ввоз на территорию Российской Федерации запрещенных товаров. Следует думать, если безнаказанным остается нарушение ввоза запрещенных товаров, в том числе с помощью «обходных» путей, то и предлагаемая к обсуждению статья будет иметь подобную ситуацию.
Кроме того, в представленном виде, Законопроект содержит положения, которые могут быть истолкованы неоднозначно.
- В предлагаемой редакции статьи нет четкого определения понятия «товар, запрещенный к ввозу на территорию Российской Федерации». К данной категории могут быть отнесены не только «санкционные» товары, но и иные товары, ввоз которых на территорию РФ запрещен. Под действие статьи попадут товары для личного пользования, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза и (или) вывозу с этой территории. Их перечень размещен на официальном сайте ФТС - http://fl.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=55:2011-08-25-08-09-38&catid=5:2008-10-20-15-38-16&Itemid=1795
- В предлагаемой статье необходимо раскрыть содержание терминов «транспортирование» и «хранение» относительно конкретного состава.
- Выделение специальной санкции для индивидуальных предпринимателей является некорректным. Во-первых, КоАП РФ оперирует понятием «лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица», и введение иного термина усложнит правоприменительную деятельность. Во-вторых, в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ указанные лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное.
- В статью необходимо добавить обязательный квалифицирующий признак «с целью сбыта». Это позволит исключить из состава правонарушения действия по хранению и транспортировке не направленные на получение прибыли.
- Пункт 1 Постановления Правительства N 778 от 7 августа 2014 г. «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320 и от 29 июня 2016 г. № 305» предусматривает безусловный запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, по перечню согласно приложению.
Возможность ввоза товаров до 5 кг, как указывает Роспотребнадзор, не влияет на привлечение к ответственности по предлагаемой статье, так как объективную сторону правонарушения составляют действия, выразившиеся в реализации, хранении и транспортировании «санкционных» товаров. Легальность их ввоза на территорию РФ не исключает их из списка «товар, запрещенный к ввозу на территорию Российской Федерации» так как данной категорией может быть описан вид товара, а не конкретная партия или единица продукции.
- Субъектами правонарушения являются физические лица, но как быть в ситуации, когда у физического лица имеются документы, подтверждающие законность приобретения товара – «санкционной» продукции. В этом случае ответственность должно нести не физическое лицо, а лицо осуществившее реализацию данного товара. С аналогичной ситуацией могут столкнуться и ИП и юридические лица, у которых также могут быть документы, подтверждающие законность приобретения данного товара.
Таким образом, считаем, что принятие данного Законопроекта возможно после его тщательной доработки.